Выставка Заслуженного художника РСФСР Н.И. Андрияки

Николай Иванович Андрияка – преподаватель. Фотография

15 декабря — 12 февраля
Открытие выставки 14 декабря в 17.00
Школа акварели, Гороховский пер., д.17

14 декабря 2005 года в Школе акварели открывается выставка произведений замечательного русского живописца, педагога, Заслуженного художника РСФСР Н.И. Андрияки.

На выставке представлено около 200 работ из фондов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Центрального музея Воо-руженных сил и Государственного музея обороны Москвы, а также из собрания семьи художника. Кроме того, зритель познакомится с архивными материалами — письмами, фотографиями, предметами военного времени.

Творчество Н.И. Андрияки можно разделить на три периода. Годы его учебы (1923-1936 гг.) совпали с периодом Пролеткульта, когда общество захлестнула волна споров о построении «нового искусства». Сначала Николай Андрияка учится в Москве — в студии художника Д.Н. Кардовского (по творческим взглядам убежденного реалиста), затем в Ленинграде – у профессора живописи Академии художеств А.И.Савинова.

Монументальное полотно «Клятва богунцев у знамени», ставшее дипломной работой Н. Андрияки, не сохранилось. Но эскизы и наброски к нему можно увидеть на выставке. В 1939 г. Н. Андрияка становится членом Московского союза художников, участвует в крупных выставках. Этот период представлен в экспозиции работой «Лунная ночь на реке», «Уборка хлеба». Тогда же он начинает преподавать в «Школе юных дарований» для художественно одаренных детей.

25 июня 1941 года Николай Андрияка уходит добровольцем на фронт. Рядовой в начале войны, он заканчивает ее в Берлине капитаном. Все это время он оставался творческой личностью, Художником. В тяжелых походных условиях делал карандашные наброски тех, кто окружал его в окопах, на дорогах войны.

В конце 1943 г. Н. Андрияка работает во фронтовой газете «За нашу Победу!», создает портретную галерею отличившихся в боях красноармейцев и командиров. В наследии художника сохранилось 84 рисунка с подробным комментарием — с фамилией, званием и заслугами изображаемых. Рисует для газеты серию карикатур: «Соло фюрера на могиле», «Муссолини», которые своей остротой не уступали работам Кукрыниксов. В круговерти фронтовых дорог художник наблюдает безотрадную картину пожарищ и разрушений («Сожженная деревня»).

Творчество фронтового периода художника доносит до будущих поколений правдивые свидетельства ужасов войны. На выставке вы увидите опаленную войной Европу — Польшу, Чехословакию, Берлин. Ратный путь художника отмечен высокими правительственными наградами. В 1946 году Н. Андрияка возвращается в Москву, работает в Студии военных художников им. Грекова. Вместе с другими художниками-фронтовиками создает панорамы и диорамы «Бой на Одерском плацдарме», «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», «Сталинградская битва».

С 1952 г. Н.И. Андрияка полностью отдает себя преподавательской деятельности в МСХШ (бывш. «Школа юный дарований», ныне — Лицей Российской академии художеств при Суриковском институте). Умение безошибочно разбираться в людях, видеть будущий талант в ребенке, делало его необходимым для Школы человеком.

Военное лихолетье научило художника многому — глубже развились чувства живописца, он научился видеть красоту жизни в ее простых проявлениях, пытаясь не объяснять, а показывать ее своим ученикам. Значительную часть времени отдает пленэрной практике. «Рожь», «Жаркий день», «Осень на реке Яхроме. Деревня Свистуха» — внешне обыденные, знакомые всем виды превращались в обобщенный образ русской земли. Творчество того периода — «Старый пруд. Звенигород», «Донской монастырь», «Ранняя весна. Черная речка», «Рассвет. На Истре» проникнуто необыкновенной любовью к родному Отечеству.

Последние 8 лет жизни Н.И. Андрияка – директор МСХШ. Свой большой творческий опыт Николай Иванович передал многим известным, как в России, так и за рубежом, мастерам отечественной художественной культуры, прежде всего своему сыну, Народному художнику Российской Федерации, С.Н. Андрияке, художественному руководителю Московской Школы акварели.

Выставка, несомненно, станет одним из ярких событий года, и, проводимая в год 60-летия Победы, внесет существенный вклад в патриотическое воспитание молодежи. На церемонию открытия приглашены: Мэр г.Москвы Ю.М.Лужков, руководители Правительства города, представители творческой и музейной интеллигенции, директора средних и высших военных учебных заведений

 
Н.И. Андрияка. Медсестра. 1944  Бумага, карандаш, сангина,18х14,5
Н.И. Андрияка. Медсестра. 1944 Бумага, карандаш, сангина,18х14,5
Н.И. Андрияка. Рассвет на Истре,1955  Холст, масло, 119х76
Н.И. Андрияка. Рассвет на Истре,1955 Холст, масло, 119х76
Н.И. Андрияка. Бреслау,1945  Бумага, карандаш, 19,5х27
Н.И. Андрияка. Бреслау,1945 Бумага, карандаш, 19,5х27
Н.И. Андрияка. Кузница. Звенигород  Холст, масло,48х60
Н.И. Андрияка. Кузница. Звенигород Холст, масло,48х60
Н.И. Андрияка. Мартовское солнце. 1961  Картон, масло,33,5х45
Н.И. Андрияка. Мартовское солнце. 1961 Картон, масло,33,5х45
Н.И. Андрияка. Осенью на реке Яхроме. 1957  Картон, масло, 32х43
Н.И. Андрияка. Осенью на реке Яхроме. 1957 Картон, масло, 32х43
Н.И. Андрияка. «Рейхстаг 1945 года».  1945  Бумага, карандаш, 25х37
Н.И. Андрияка. «Рейхстаг 1945 года». 1945 Бумага, карандаш, 25х37
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года