Игорь Березовский. Контакты с беспредметностью

Игорь Березовский. Портрет Лены Черневич. 1973. Фотобумага, анилин. 57 х 47

30 ноября – 8 января
пресс-показ 29 ноября в 12.00, вернисаж в 16.00
ГТГ, Крымский Вал, 10 (зал 39)

Искусство Игоря Березовского (род. 1942) известно сегодня незаслуженно мало. Между тем, он был одним из первых отечественных художников, кто стал последовательно использовать готовый изобразительный материал для создания новых образов. Своеобразие поэтики Игоря Березовского связано с процессом «распредмечивания» фотографии. Абстрагируя конкретную форму, он претворяет реальные образы в чистую визуальность, творит собственный мир «предметной беспредметности».

Игорь Березовский – из редкого племени независимых художников: не работал в русле ни одного из направлений «другого искусства», не входил ни в одну из художественных группировок, не обращал и не обращает внимания на конъюнктуру художественного рынка. Когда он и тридцать, и двадцать лет назад вёл свои фотографические эксперименты в искусстве, использовал анилиновые красители, работал на рулонной фотопленке, строил произведения на основе разных принципов серийности, менял жанры, техники и прочая – все эти «ингредиенты» его визуального опыта в нашей художественной среде причастными к искусству не считались. Поэтому признание пришло к художнику с большим опозданием. Выставка – первая персональная экспозиция Игоря Березовского в Третьяковской галерее. На ней демонстрируется около ста пятидесяти графических произведений, созданных с начала 1970-х годов по настоящее время. Восемь из них – из собрания Государственной Третьяковской галереи, несколько работ – из фондов РОСИЗО, остальные предоставлены автором.

Игорь Борисович Березовский родился в 1942 году в Омске, в эвакуации. С детства рисовал и фотографировал. Всегда мечтал учиться – в художественной школе, в художественном институте. Но это не осуществилось. С пятнадцати лет начал работать, три года отслужил в армии на Дальнем Востоке.

Художническая судьба решилась, когда в 1967 году он поступил на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Под крылом дизайна возникли уникальные условия для приобщения к мировой визуальной культуре. Дизайнерская жизнь конца 60-х – первой половины 70-х шла на фоне страстного интереса к западному поп- и концепт-арту. Березовский получил во ВНИИТЭ не только отменное дизайнерское образование, но и широкое представление о картине новейшего искусства. Его коллегами по проектной работе были В. Зенков, А. Иоффе, А. Ермолаев, Е. Богданов, В. Паперный, один талантливее другого.

1973 год – начало свободной художественной практики. В 1976 году Березовский прощается со штатной работой в институте, и впредь он – свободный художник. В 1979 году становится членом Союза художников СССР, в следующем – состоялась его первая персональная выставка в Комбинате графического искусства.

Художественное мышление Березовского не склонно к символике и не оперирует подтекстами. Единственное, к чему художник всегда стремился, – к артикуляции современного видения. Сюжеты и интриги его работ сводятся к поиску острого визуального впечатления. В 1970-е годы, когда формировался его художественный язык, основанный на препарировании фотографического, телевизионного, печатного изображений, он был одним из первых отечественных художников, кто стал последовательно использовать готовый визуальный материал для создания новых образов.

Через всё творчество Березовского проходит тема «простых» вещей. Произведения, где изображены просто помидоры (1979), проволока (1981), табуретка (1993), бутылки (1998) и прочее, с наибольшей очевидностью демонстрируют художественную дистанцию, возникающую между изображением и натурой. Кульминацией в решении этой темы стала черно-белая серия «Предметная геометрия» (1991).

Своеобразие поэтики Игоря Березовского связано с процессом «распредмечивания» фотографии. Остраняя и абстрагируя конкретную форму, он претворяет реальные образы в чистую визуальность, творит собственный мир «предметной беспредметности».

В последнее время художник создал несколько графических листов с симптоматичным названием «Прощание с XX веком» и большую серию «Спонтанная графика», где сотворённое рукой художника и фотографическое вступают в новые отношения.

 
Игорь Березовский. Автопортрет. 2000. Б., шелкография. 70 х 100. ГТГ
Игорь Березовский. Автопортрет. 2000. Б., шелкография. 70 х 100. ГТГ
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года