Елена Волкова

Елена Волкова. Поросенок спрятался

14 декабря – 15 января
ГТГ, Крымский Вал, 10 (зал 38)

Творчество наивной художницы Елены Волковой широко известно за рубежом; ее имя внесено в английскую и американскую энциклопедии наивного искусства. Елена Волкова была участницей множества выставок, но в Третьяковской галерее ее работы будут демонстрироваться впервые.

Виденья первоначальных чистых дней…

Я вижу очень большое искусство…
за профилем и анфасов Тицианов, Рубенсов, за спиной передвижничества, за спиной импрессионистов, и нас, кубистов, футуристов и супрематистов их не было видно…
Казимир Малевич

Творчество Елены Андреевны Волковой принадлежит удивительному миру, который во всех энциклопедиях современного искусства определяется словом «наив». В этой традиции вся внутренняя жизнь художницы, и не только внутренняя, но и сам образ жизни приобретает значение особой реальности. Эта реальность и есть единственное и подлинное пребывание человека в мире, наполненном живым сознанием и любовью. Она открывается чистому сердцу в той зримой убедительности, что граничит с состоянием полного физического присутствия в образах сказки и мифа. В этих магических пространствах язык человека, животного и растения обретает единство, мир пронизывается животворным дыханием и погружается в божественную целостность, где царствует абсолютный свет и покой.

Детство и юность Елены Андреевны прошли в небольшом украинском городке Чугуеве, по соседству с улицей и домом, где родился Илья Ефимович Репин. Фантастическая природа, прозрачные воды речки Сиверский Донец, мастерство чугуевских иконописцев, где непосредственная реальность переходила в божественное созерцание, в соединении с вольностью души художницы создали ее сказочное зрение. Не пройдя никакой академической выучки, Елена Андреевна Волкова попросту не воспринимала мир как объект копирования, сохраняя великое детское чувство удивления и восхищения перед ним. Мир всегда оставался непрерывным источником ее радости и вдохновения, и Елена Андреевна, движимая инстинктом огромного художника, через искусство утверждала свое единство с ним. Какие бы трагические события не проходили в ее жизни — война, потеря мужа и близких, болезни – она каждый раз, в каждой композиции открывает поэзию радостной праздничности и красоты.

Переживая мир природы как райский сад, художница естественно переходит за грань холста, открывая «маленькую зеленую дверь в стене», проникая в пространство универсального согласия звезды, минерала, человеческого жеста, улыбки животного и шелеста крыльев ангела. На ее работах отражается все: внутреннее состояние, отношение с людьми, любовь к сыну, закат солнца и случайно услышанная мелодия. Эти образы реальности претворяются в жизнь поверхности произведения, в ее свечение, в гармонию и чистоту цветовой тональности и, наконец, в физическую осязаемость ее идеальных форм. В произведениях Елены Андреевны происходит осуществление надежд и желаний, исполняются заветы и восстанавливается утраченное, вечно живущее в непреложности райского первоначала.

Холсты художницы цветут и звучат, они покрываются цветами и омываются водами. В них мирно шествуют волки и лошади, лисицы и львы, олени и коровы. Они то шелестят, как травы, то пересвистываются, как птицы, они шумят лесами и журчат ручьями, где плещутся серебристые рыбы, готовые исполнить все наши желания. И, в конце концов, они ложатся в нашей памяти величественным строем, подобным Млечному пути. Их пространства втягивают нас, вовлекают за свои рамки и одновременно опрокидываются в нашу реальность, уподобляясь пространствам средневековой иконы или «благодарственной» картины, написанной в честь святого. Художница спокойно перемещается в безграничности своих композиций, обживая свой магический мир, населяя его, как творец, животными и растениями, даруя сознание любой сущности, дотрагиваясь до нее своей кисточкой как волшебной палочкой. Сочетание чистых цветов, взятых во всей их силе, спокойное магнетическое движение кисти, придающее форме предметов абсолютно живой облик, сияющая поверхность холста, объединяющая всю композицию в единую животворную ткань — все это придает произведению Елены Андреевны значение картины – излияния, картины – исповеди, картины — предстояния перед вечным. Ее вибрирующее световое пространство источает огромную духовную энергию. Это взгляд на мир горящей неутоленной любовью души, особое состояние, которое Ван Гог определил как «быть пораженным бессмертием». В этой просветленной жизни космоса звучит невыразимое очарование и бесконечность бытия. В «наивных» пространствах композиций Елены Андреевны Волковой, как это ни парадоксально, присутствуют все пластические открытия искусства ХХ столетия, где мир народной культуры и древних мифологий празднует брак с сознанием времени. Искусство Елены Волковой сегодня становится символом живого становления нового мироощущения, которое незаметно и непостижимо свершается в людях и которое предсказывали Малевич и Кандинский. Христианская философия художницы возрождает вселенскую масштабность естественной непосредственности бытия и раскрывает фундаментальные принципы художественного мышления. Творчество Елены Андреевны Волковой, несомненно, не только культурная память человечества о единстве всего живого на Земле, оно все устремлено в будущее, подчиняясь законам любви, красоты и бессмертия.

Виталий Пацюков

 
Елена Волкова. Автопортрет с сыном
Елена Волкова. Автопортрет с сыном
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года