Алексей Кондратьевич Саврасов
1830–1897
К 175-летию со дня рождения

Саврасов А.К. Грачи прилетели

7 декабря — 12 марта
ГТГ, Лаврушинский, 12

Юбилейная выставка Алексея Саврасова (1830–1897) – наиболее масштабная экспозиция работ художника в России за последние десятилетия. Она приурочена к 175-летию со дня рождения одного из самых тонких российских живописцев, создателя отечественной школы лирического пейзажа, человека яркой творческой и во многом трагичной судьбы. Впервые его работы были широко представлены на монографической выставке в залах Третьяковской галереи в 1947 году. Именно тогда был развенчан миф о Саврасове как о «художнике одной картины». С тех пор продолжает изучаться обширное творчество мастера. Так за последние 10–15 лет было сделано много открытий и уточнений в его художественном наследии. Результат этой работы будет представлен на нынешней выставке.

В экспозицию включено свыше 100 полотен Саврасова. Основная часть произведений – из собрания Третьяковской галереи. П.М.Третьяков лично приобретал картины живописца, осознавая выдающееся значение художественных открытий Саврасова в истории отечественного искусства. С течением лет в Галерее сформировалась большая коллекция работ художника. Но в советские времена, исходя из директивных принципов комплектации художественных музеев СССР, многие первоклассные работы Саврасова были изъяты из собрания Третьяковской галереи и переданы в собственность музеев российских городов и союзных республик. Теперь, когда республики приобрели статус независимых государств, возникли трудности с экспонированием в России работ из коллекций Риги, Баку, Алма-Аты и других. Тем не менее, на выставку удалось привезти лучшие картины художника (в том числе и некогда бывшие в собственности Третьяковской галереи) из 21 российского музея, в том числе 16 картин из Государственного Русского музея. Свыше 20 полотен поступило от частных коллекционеров Москвы и Петербурга. Многие из этих произведений до недавнего времени были не знакомы не только широкой публике, но и специалистам. Таким образом, кураторы демонстрируют на выставке не только хрестоматийно известные произведения мастера («Вид на Кремль в ненастную погоду» 1851, ГТГ; «Грачи прилетели» 1871, ГТГ; «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» 1871, Горьковский государственный художественный музей; «Проселок» 1873, ГТГ и другие), но и подобрали нестандартный экспозиционный материал из высококачественных малоизвестных работ (например, «Вид Киева с Днепра на Киево-Печерскую Лавру» 1852, частное собрание и другие). Графическая часть выставки – 40 рисунков и акварелей – полностью укомплектована из фондов Третьяковской галереи. Эта особая часть экспозиции представляет Саврасова как талантливого рисовальщика, искусно владеющего графическими техниками, способного передать тончайшие нюансы состояния природы.

На выставке отражены все этапы творчества художника. В ранних произведениях Саврасова сильны традиции романтического пейзажа, в них преобладают световые и цветовые эффекты, нарочито красивые виды («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851, ГТГ). В 50-е – 60-е годы стиль художника трансформируется, освобождается от внешних эффектов. Образный строй произведений становится спокойней, цветовая гамма стремится к гармонии и единству («Лосиный остров в Сокольниках» 1869, ГТГ). Апогеем творчества художника, обозначившим новый этап развития отечественной пейзажной школы, стало полотно «Грачи прилетели», написанное в 1871 году. Поэзия обыденности, красота повседневного – эти новые качества привнес Саврасов в русский пейзаж. Во внешне простом мотиве деревенского неказистого ландшафта художник передал восхищение внутренней значительностью переходного момента от морозов к теплу, к зарождению новой жизни, трепетного ожидания счастья, которое овладевает всем живым ранней весной. По словам Исаака Левитана, – «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

Несмотря на болезнь и творческий кризис последних десятилетий жизни мастера, и в эти годы он писал значительные произведения – «Весна. Огороды» (1893, Пермская государственная художественная галерея) или рисунок «Вид на село Покровское-Фили» (1893, ГТГ). Некоторые графические работы художника последних лет отличаются опережающей свое время экспрессией и раскованностью рисунка. На протяжении нескольких десятилетий Саврасов оставался признанным лидером отечественной школы пейзажа. Он оказал огромное влияние на формирование русских пейзажистов конца XIX – начала XX века.

Родился Алексей Саврасов в 1930 году в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика. Его детство прошло в Замоскворечье. С ранних лет проявилось незаурядное дарование будущего художника. К двенадцати годам он самостоятельно выучился писать гуашью и акварелью пейзажи на романтические сюжеты – «Извержение Везувия», «Буря на море», которые находили спрос у торговцев с Никольской улицы. Позже Саврасов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в пейзажном классе у замечательного педагога К.И.Рабуса. В 1850 он окончил училище, но был оставлен при нем для совершенствования в мастерстве «на правах свободного художника». После смерти Рабуса Саврасов возглавил пейзажный класс в Училище и стал любимым педагогом многих знаменитых российских пейзажистов (И.Левитан, К.Коровин). Тогда же он женился на Софье Герц, сестре товарища по училищу Константина Герца и Карла Герца, искусствоведа, первого преподавателя истории искусства в Московском университете. В 1858 году П.М.Третьяков приобрел первую картину Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854, ГТГ). В 1861 художник был избран в состав комитета и принял участие в первой выставке Московского общества любителей художеств. В этом же году по поручению МОЛХ он руководил перемещением в Москву картины А.Иванова «Явление Мессии». На средства Общества он побывал в Лондоне, посетил многие страны Европы. Работы Саврасова неоднократно получали премии на выставках. Кроме того, он был награжден орденом Св.Станислава 3-й степени и орденом Св.Анны 3-й степени. С 1869 Саврасов участвовал в создании Товарищества передвижных художественных выставок.

В 70-е годы художник регулярно выезжал из Москвы на Волгу, работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, в Троице–Сергиевой Лавре. Это были годы расцвета его творчества, создания шедевров лирического пейзажа. В 1871 на первой выставке Товарищества Саврасов экспонировал картины «Грачи прилетели»(ГТГ) и «Дорога в лесу»(ГРМ). Работа «Грачи прилетели» вызвала большой интерес и всеобщий восторг. В этом же году у Саврасова умерла дочь. Вслед за этим появились трагические ноты в пейзажах мастера, а в 1874 было написано полотно «Могила на Волге. Окрестности Ярославля». В 1872 художник был избран в правление Товарищества вместе с В.Перовым, И.Прянишниковым, Г.Мясоедовым, Н.Ге и И.Крамским. Во второй половине 70-х у Саврасова начала развиваться болезнь глаз. В 1981 он в последний раз участвовал в выставке Товарищества, а в следующем году был уволен из Училища. Произошел разрыв с семьей и начался период бедствования художника. Он жил во временных пристанищах, продавал работы перекупщикам «за копейки». В середине 80-х Саврасов создавал рисунки для журналов «Радуга» и «Эпоха». В начале 90-х – вступил в гражданский брак с Е.Моргуновой, у них родился сын (будущий художник–авангардист). В 1894 было опубликовано издание «А.К.Саврасов. Художественный альбом рисунков». В 1897 Саврасов умер в отделении для бедных 2-й Московской городской больницы и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Специально к выставке подготовлен фундаментальный альбом–каталог. В нем впервые опубликованы все станковые графические листы из собрания Галереи, статьи кураторов, а также летопись-хронология жизни и творчества художника. Состав иллюстративного материала, приведенного в альбоме, значительно расширяет рамки выставки. Исходя из договоренностей с музеями Риги, Алма-Аты, Баку и другими (всего 34 музея), в издание вошли изображения тех работ Саврасова, которые не прибыли в Москву, но восполняют ряд этапных произведений художника. Таким образом, каталог стал той «идеальной выставкой» Алексея Саврасова, к формированию которой стремились кураторы.

 
Саврасов А.К. Зимний иней
Саврасов А.К. Зимний иней
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года