Мартос известный и неизвестный

Иван Петрович Мартос. Портрет Александра I. 1821. Терракота

C 15 декабря
ГРМ, Михайловский дворец

Мартос известный и неизвестный
Портрет в творчестве скульптора
К 250-летию со дня рождения

15 декабря в Михайловском дворце открывается выставка произведений выдающегося мастера русской монументальной и мемориальной пластики Ивана Петровича Мартоса (1754–1835), организованная совместно с Музеем М.В. Ломоносова, Горным музеем и Государственным музеем-заповедником «Царское Село» к 250-летию со дня рождения мастера. Экспозиция включает 10 произведений.

Иван Петрович Мартос родился в 1754 году на Украине в местечке Ичня Черниговской губернии. Скульптуре обучался в Императорской Академии художеств у Н.-Ф. Жилле. Окончив Академию с золотой медалью, он продолжил образование в Риме.

По возвращении в Петербург Мартос становится преподавателем скульптурного класса Академии художеств: получает звания академика, профессора, а позже назначается ректором скульптуры. Наиболее ярко дарование Мартоса проявилось в области мемориальной пластики. Им были созданы многочисленные надгробия Александро-Невской лавры и Донского монастыря: памятники Н. А. Брюс, Е. С. Куракиной, А. Ф. Турчанинову, А. И. Лазареву, Е. И. Гагариной. Выдающееся место среди мемориальных произведений скульптора принадлежит надгробию Е.С. Куракиной, отлив с которого представлен в основной экспозиции ГРМ наряду с другими повторениями надгробных статуй.

Мастерство Мартоса и огромная творческая активность выдвигают его в число крупнейших художников своего времени. Без него не обходится почти ни один значительный государственный заказ. Так, например, Иван Петрович принимал участие в создании скульптурного убранства Казанского собора: Мартос является автором монументального барельефа «Источение Моисеем воды из камня» (на аттике восточной колоннады собора) и статуи Иоанна Крестителя, установленной в нише портика.

Но наибольшую славу Мартосу принес памятник Минину и Пожарскому, который был установлен в 1818 году на Красной площади города Москвы.

Наряду с преподавательской деятельностью в Академии художеств, в 1820-е годы Мартос исполнил несколько крупных монументальных работ: памятники Ришелье в Одессе (1823—1828), Ломоносову в Архангельске (1826—1829), Александру I в Таганроге (1828—1831). Из документов известно, что Мартос работал также над проектом памятника Дмитрию Донскому, осуществить который скульптору не удалось. Он умер в 1835 году.

Большинство сохранившихся портретных работ прославленного мастера впервые собрано на этой выставке, устроенной в рамках основной экспозиции музея и посвященной 250-летию со дня рождения И.П.Мартоса. Портретная пластика скульптора мало изучена, здесь много утрат и проблем атрибуционного характера. Некоторые произведения долгое время имели другое авторство, например, бюст Александра I приписывался Б.И.Орловскому, а изваяние Г.А.Потемкина-Таврического — Ф.И.Шубину. Лишь сравнительно недавно была определена их принадлежность к художественному наследию Мартоса. Изображения И.И.Бецкого, П.А.Соймонова, А.-Х.Лерберга и И.И.Дмитриева многие годы пребывали в полном забвении.

На выставке представлены не только экспонаты Русского музея, но и практически неизвестные до сих пор произведения из собраний Государственного музея-заповедника «Царское Село», Горного музея, Российской национальной библиотеки и музея М.В.Ломоносова Российской Академии наук. Наглядно представляя творческую эволюцию и творческое кредо крупнейшего мастера эпохи классицизма, они интересны и с исторической точки зрения. Ведь портретируя видных современников, Мартос оставил нам безусловно значимые изображения Н.И.Панина и И.И.Бецкого, Г.А.Потемкина-Таврического и П.А.Соймонова, А.-Х.Лерберга и И.И.Дмитриева.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года