Мультимедийный проект «Откройте дверь… (За столом)»

Откройте дверь. Наседкин

29 декабря – 29 января
«ГАЛЕРЕЯ на СОЛЯНКЕ»

ул. Солянка 1/2, стр. 2, вход с ул. Забелина (м. Китай-город)
C 12.00 до 20.00 ежедневно, кроме пн и праздничных дней: 31/12/05 01/01/06, 07 и 08/01/06 (09/01/06 – рабочий день)
тел.: 921-55-72

живопись, слайд-фильм, концерты, мастер-класс, театр

Художники: Николай Ватагин, Хсар Гассиев, Наталия Глебова, Андрей Гросицкий, Элла Егорова, Мария Кулагина, Иван Лубенников, Владимир Манохин, Людмила Маркелова, Николай Наседкин, Павел Попов, Лев Табенкин, Дмитрий Флегонтов, Нина Шапкина-Корчуганова

Музыканты: Анатолий Гринденко, Александр Суетин, Дмитрий Чеглаков
Театр: молодежный театр Дмитрия Крымова
Куратор: Ольга Юшкова

В 2004 году выставка «ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ… (ЗА СТОЛОМ)» (тогда она называлась «Откройте дверь…») с успехом демонстрировалась в Германии (Дрезден).

Московская «Галерея на Солянке» открывает для нее свои двери 28 декабря 2005 года. В новогодние и рождественские праздники зрителей ждет яркая и увлекательная экспозиция картин, посвященных теме застолья. Авторы – современные художники разных поколений (среди них и очень знаменитые), которые не разучились говорить о человеке и его проблемах на языке живописи.

Сцены пиршества привлекали художников со времен Древнего Египта, а мотивы, связанные с застольем, гостями, или изображение сцен в кафе были весьма популярны в европейской и русской культуре XIX-XX веков. На выставке будет демонстрироваться слайд-фильм из произведений живописи, в которых выражались бытовые, лирические, мифологические, философские аспекты этой темы.

Экспозиция выставки «ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ… (ЗА СТОЛОМ)» раскрывает современное осмысление старой темы. В произведениях художников есть радость и грусть, ирония и юмор, тревога и созерцательность, но главное, что их объединяет – обращенность к человеку, высокое художественное мастерство и умение говорить на языке одного из самых древних видов искусства современными средствами.

Участники выставки приглашают зрителей познакомиться с их картинами и выпить с художниками чаю за разговорами. Зрителям представляется уникальная возможность послушать на выставке классическую музыку в исполнении Анатолия Гринденко и Александра Суетина, владеющими редкими старинными инструментами виола да гамба, лютня, барочная гитара, а также Дмитрия Чеглакова, играющего на барочной виолончели. Кроме того, молодежный театр Дмитрия Крымова приглашает на свой спектакль «Донкий Хот» в театре Васильева на Поварской, 20. Художники и актеры проведут совместный мастер-класс перформанса в залах выставки «ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ… (ЗА СТОЛОМ)» в «Галерее на Солянке».

Даты концертов и спектаклей уточняются и информация о днях их проведения будет выслана дополнительно Билеты на спектакль можно будет приобрести на вернисаже и в кассах «Галереи на Солянке».

Смело открывайте дверь «Галереи на Солянке», мы ждем Вас.

ТЕМА КАФЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Комментарий к слайд — фильму

Люди, собравшиеся за одним столом, — эта тема имеет древнюю историю; в ней выражались самые различные аспекты бытия и осознания мира — бытовые, лирические, психологические, мифологические, социальные, политические и философские. Возникла она еще в искусстве Древнего Египта, когда изображались сцены пиршества. Фреска. 1400 до н.э.

В христианском мире она находила выражение в таких центральных для этого религиозного учения сюжетах как “Троица” и “Тайная вечеря”. Андрей Рублев. Троица. 1420-е. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497

К ней любили обращаться голландские художники XVII века как в лирико-бытовом аспекте, так и в мифологическом. Вермеер Дельфтский. Девушка с бокалом вина. 1659-1660. Рембрандт. Пир Валтасара.

Примеров можно привести множество. Вряд ли мы найдем культуру, которая обошла эту тему.

Для ХХ века она оказалась одной из ведущих тем, связанных с идеями философии экзистенциализма. Тонкая проблематика самоощущения человека в этом мире, сложное сопряжение собственного “я” с окружающими – проблемы, которые оказываются во главе угла интересов художников, начиная с французского импрессионизма. И если Огюст Ренуар передает атмосферу праздничности, легкости и радости общения, то Эдуард Манэ задумывается об одиночестве человека среди людей, когда мир воспринимается неопределенно зыбким, словно таящим вокруг тебя подобно отражению в зеркале . Ренуар. Мулен де ла Галетт. 1876. Манэ. Бар в Фоли-Бержер. 1881-1882.

Невольно вспоминаются строки стихотворения А.Ахматовой:
“Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!”

Чувство тревоги, охватывающее человека в кафе, где он, казалось бы, среди других, доводит до кульминации Винсент Ван Гог. Он воспринимает кафе как место, “...где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление”. Ван Гог. Ночное кафе. 1888. Тревога, завершающаяся опустошением, или же ищущая забвения в увеселениях, в которых тоски и угара больше, чем веселья, — эти зыбкие грани эмоционально-психологических состояний нашли выражение в работах Эдгара Дега и Тулуза Лотрека. Дега. Абсент. 1876. Тулуз Лотрек. Уголок в Мулен де ла Галетт. 1892.

Русский живописец Бакст в картине “Ужин” виртуозно передает характерное настроение эпохи модерна; дама словно приглашает вас к ужину, но вы не можете знать, что ждет вас за этим столом — легкий флирт, непринужденное веселье или горькая обида... А дама Ольги Розановой весело взывает к зрителю, поскольку ее кавалер выбыл на какое-то время из игры. Бакст. Ужин. 1902. Розанова. В кафе. 1910-е.

Лирическая тема двоих необычно решается итальянским мастером Массимо Кампильи. Кафе. 1931. Художник показывает одну и туже пару в интерьере кафе и на террасе. И если в интерьере они словно позируют кому-то, то на террасе герои обращены друг к другу; здесь, в природном окружении, они чувствуют себя наедине и более защищенными, чем в стенах кафе.

Тема одиночества среди людей в середине ХХ века перерастает в проблему одиночества в большом городе и даже одиночества самого большого города как в картине американского художника Эдуарда Хоппера “Ночные птицы”. 1942

А современный немецкий мастер Йорг Иммендорф усиливает трагическое звучание этой темы, показывая целый калейдоскоп сцен в баре. Йорг Иммендорф. Гюнтиана. 1992-93.

Русская художница Наталья Нестерова также избрала основной темой своего творчества – одиночество. Ее персонажи тоскливо бредут по пляжам, сидят в парках или кафе. Наталья Нестерова. Кафе в Ялте. 1979

Но мало что может сравниться по силе трагизма с “Пиром королей” Павла Филонова – художника русского авангарда. Эту картину известный поэт Велемир Хлебников воспринял как ”...пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби”. Павел Филонов. Пир королей. 1913. Во времена нацистов художник Джон Хартфилд сделал смелый сатирический фотомонтаж “Ура, масло кончилось!”. Он в гротескном варианте представил последствия известного лозунга Геринга. Джон Хартфилд. Ура, масло кончилось! 1935

Не обошлось без сцен пиршества и в советском искусстве сталинской эпохи. Сергей Герасимов изобразил “Колхозный праздник” в 1937 году, когда в СССР происходили бесчисленные репрессии. Сергей Герасимов. Колхозный праздник. 1937

Даже феминистские настроения ХХ века нашли выражение в данной теме. Американская художница Джуди Чикаго сделала инсталляцию “Обед”, “пригласив” к столу, накрытому весьма своеобразными блюдами, известных женщин. Джуди Чикаго. Обед. 1979

Тайский художник Риркрит Тираваниджа поступил гораздо проще. Он превратил выставочный зал Нью-Йоркской галереи в кафе, где сам готовил тайские блюда и подавал их посетителям. Эту акцию он преподнес как метафору к собственному убеждению: искусство – это щедрая духовная деятельность, направленная на человеческие контакты, как, например, приготовление еды. Риркрит Тираваниджа. Без названия. (Бесплатно). 1992.

Ведущий научный сотрудник
Государственной Третьяковской галереи
Ольга Юшкова

 
Откройте дверь. Илконина
Откройте дверь. Илконина
Откройте дверь. Кулагина
Откройте дверь. Кулагина
Откройте дверь. Егорова
Откройте дверь. Егорова
Откройте дверь. Флегонто
Откройте дверь. Флегонто
Откройте дверь. Глебова
Откройте дверь. Глебова
Откройте дверь. Гроситск
Откройте дверь. Гроситск
Откройте дверь. Манохин
Откройте дверь. Манохин
Откройте дверь. Маркелов
Откройте дверь. Маркелов
Откройте дверь. Табенкин
Откройте дверь. Табенкин
Откройте дверь. Ватагин
Откройте дверь. Ватагин
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года