Энрико Кастеллани. «Вариации метода»

Энрико Кастеллани. Фотография

3 декабря — 15 января
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Старое здание Музея личных коллекций
Волхонка, 14. Часы работы: 10.00-19.00, выходной: понедельник

Энрико Кастеллани — один из крупнейших итальянских художников-абстракционистов второй половины ХХ столетия.

Получив академическое образование в Бельгии (Королевская Академия в Брюсселе), с конца 1950-х годов он экспериментирует с живописной поверхностью — цвет становится монохромным, а поверхность холста (или металла) рельефной. Художник стремится разрушить традиционную двухмерность картины и превратить ее в пространственный объект, используя игру выпуклых и вогнутых поверхностей. Кастеллани (вместе с Лучио Фонтана) становится одним из основателей спациализма (от ит. spazio — «пространство») — одного из ведущих направлений в итальянском абстрактном искусстве.

Особое место среди проектов Кастеллани занимают совместные работы с ведущими представителями европейского послевоенного авангарда: Пьетро Мандзони, Ивом Клейном, группой «Зеро».

Персональные выставки Энрико Кастеллани с успехом прошли во многих городах Европы и Америки; свидетельством интернационального признания мастера стало приглашение к участию в самых престижных международных выставках — Венецианской биеннале и кассельской Documenta. Произведения Энрико Кастеллани экспонируются в известных музеях — Музее современного искусства Хара (Токио, Япония), Центре искусств Уокера (Миннеаполис, США), болонской Галерее современного искусства (Италия).

В семи залах Музея работы Кастеллани расположены в хронологическом порядке и сгруппированы по разделам, освещающим путь художника. Произведения демонстрируют развитие его эстетических взглядов от первых опытов до настоящего времени.

1958-1959. Первая группа произведений Энрико Кастеллани относится к начальному периоду его творчества, в котором явно прослеживается влияние американской «живописи действия» (action painting) Марка Тоби и Джексона Поллока и европейской «art informel» («бесформенной», нефигуративной абстрактной живописи). На выставке представлены ранние работы с нитями в смешанной технике (акрил, масло), а также полотна, на которых Кастеллани собирает холст в складки, добиваясь эффекта рельефной драпировки. Черная поверхность (Superficie nera, 1959) — с прихотливо разбросанными впадинами и выпуклостями — произведение, давшее начало новому типу пространственной живописи с ритмичным чередованием подъемов и выступов красочной основы («динамичная картина»).

1961-1967. Дальнейшее развитие метода «выпукло-вогнутой» живописи — создание обобщенного «ритмического образа бесконечности». Отсутствие рам подчеркивает это смысловое значение.

После первых произведений в белой гамме на невидимой белой и серой (по Мондриану — неопластической) основе Кастеллани создает монохромные произведения. Модуляции поверхности, выступающие части-основы ориентируют зрителя на пространственное восприятие картины и придают ей характер объекта — Поверхность с углами (Superficie angolare, 1961) , Поверхность в синюю и белую полоску (Superficie rigata bianka e blu, 1963) и Белая поверхность(Superficie bianka, 1964).

1967-1970. Инсталляция Белая среда (Ambiente bianko), хранящаяся сейчас в частной коллекции в Риме, представляет собой ахроматическое белое сооружение, стены которого — изогнутые холсты с бесчисленными выпуклостями и углублениями. Пол выполнен из оргстекла, потолок — тент. Вход в конструкцию и выход из нее образованы особым «угловым» объемом. Элементы, соединяющие холсты-стены, также имеют угловую конфигурацию.

Две даты (1967 и 1970) отмечают: первая — год замысла и показа в городе Фолиньо первого несохранившегося варианта этого произведения; вторая — реализацию для выставки в Риме ныне существующего последнего варианта.

1968-1972. В работе Стена времени (Muro del tempo, 1968) Кастеллани необычным способом решает проблему пространства и ритма, уже заявленную им в серии «поверхностей» — семь метрономов, поставленных в ряд на основании Стены времени, настроены на разную частоту.

Это произведение было впервые показано в 1968 году в римской галерее «Черепаха» (La Tartaruga) на экспозиции «Театр выставок» («Il Teatro delle Mostre»), подготовленной Плинием Де Мартисом. Продолжая развивать формальный метод «поверхностей», время от времени Кастеллани создает произведения, построенные по тому же принципу антиномии, что и «поверхности», но отличающиеся по внешнему виду и форме. К этой группе экспонатов относятся Оригинал литографии (Litografia jriginale, 1968), Партитура (Spartito, 1968), Обелиск (Obelisco, 1970) и некоторые следующие по времени работы.

1973. В этом году, не прекращая интенсивной работы над «поверхностями», разнообразие монохромных вариаций которых представлено на выставке, Кастеллани создает Оси равновесия (Asse di equelibri). идеально выравнено по горизонтали, хотя шкалы пяти весов имеют различные показания. Позже в вертикальной версии этого произведения, показанной на персональной выставке художника, организованной Пармским университетом в Зале Скудрие во дворце Пилотта в 1975 году, остались лишь четверо весов.

1987. Энфитеузы (Enfiteusi), I и II — пример «инвайромента» (особым образом организованной среды) в исполнении Кастеллани. Название Энфитеузы (от греческого εμφυτος — насаждать, врастать) выбрано художником как напоминание о суверенном праве, которое получал концессионер (художник) на использование чьей-либо земли с условием ее обработки. На выставке представлены лишь фотографии этого произведения, поскольку оно создано для конкретного места и не может быть перемещено.

Работа, состоящая из двух частей, находится в коллекции Гори на вилле Челе (Villa Celle) в городе Сантомато (провинция г. Пистойя). Первая часть представлена в интерьере виллы эпохи Возрождения среди других выдающихся образцов «искусства среды» XX столетия, а вторая — в старинном саду этой виллы. Балки, пилястры и угловые элементы, обработанные художником в одной манере, обозначают «пространство произведения» как внутри, так и снаружи сооружения.

1998. В работе Без названия (Senza titolo) Кастеллани создает trompe l'?il (оптическую иллюзию): развертывает на поверхности фиктивную решетку с эффектом рустики. Произведение было выполнено для выставочного проекта «Страницы в защиту свободы», развернутого в Пизе в 1998 году в защиту итальянского деятеля культуры Адриано Софри, до сих пор томящегося в тюрьме этого города.

1999. Скульптура А (Sculptura A) — одна из двух существующих пластических версий — представляет собой систему шестов, которые удерживаются в равновесии тросами, с прикрепленными к ним грузами. Она вызывает в памяти и образы «машин» Леонардо да Винчи, и снасти парусного корабля. Это произведение, в котором вновь возникает тема противоборства и равновесия сил, характерная для «поверхностей», было выполнено для персональной выставки художника в городе Тренто.

 
Энрико Кастеллани. Giallo oltemare. 1971
Энрико Кастеллани. Giallo oltemare. 1971
Энрико Кастеллани. Красная угловая поверхность. 1961
Энрико Кастеллани. Красная угловая поверхность. 1961
Энрико Кастеллани. Партитура (Spartito). 1968
Энрико Кастеллани. Партитура (Spartito). 1968
Энрико Кастеллани. Стена времени (Muro del tempo). 1968
Энрико Кастеллани. Стена времени (Muro del tempo). 1968
Энрико Кастеллани. Обелиск (Obelisco). 1970
Энрико Кастеллани. Обелиск (Obelisco). 1970
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года