Лидия Мастеркова. «Из Франции в Россию». Графика, живопись

Лидия Мастеркова. «Из Франции в Россию»

25 января — 8 февраля
Вернисаж 24 января (вт) в 18.00
Галерея «Кино», Большой Ржевский пер., д. 8
Ежедневно, кр. сб и вс с 12.00 до 19.00

Лидия Алексеевна Мастеркова является ярким представителем нонконформистского движения 50-х-70-х годов. Она принадлежит к той малочисленной генерации художников, которая вопреки тотальному господству официального искусства в те годы жила и творила по законам свободы, создавая новое искусство.

Судьба художницы сложилась довольно необычно. Родилась Лидия Алексеевна в Москве в 1927 г., во Франции живет с 1975 г., почти добрую половину жизни.

Если учесть, что многие работы Л. Мастерковой, особенно поздние, практически неизвестны широкому зрителю, да и профессионалы тоже знают ее творчество, в основном, по произведениям 60-70-х годов, выставка «Из Франции в Россию», которая пройдет в галерее Кино представит работы разных лет. Наиболее важная часть выставки — серия графических работ, посвященная поэтам Серебряного века.

Лидия Мастеркова — яркая, незаурядная личность, глубоко одаренная натура. С детства она страстно любила театр, музыку, поэзию, пела, брала уроки драматического искусства у самого К.Станиславского. Эти увлечения всецело поддерживали и разделяли ее родители, о которых художница хранит светлую память.

Интерес к занятиям живописью возник в сер. 40-х годов. В 1943 г. в Москве на Чудовке открылась художественная школа, и первым педагогом начинающей художницы стал Михаил Перуцкий, который входил в объединение «НОЖ» («Новое общество живописи») и много сделал для становления творческой личности Мастерковой. В 1946 г. открылось Московское городское художественное училище под руководством Нины Кофман, которое просуществовало недолго: в 1950 году оно было закрыто за «левый уклон». Период ученичества и последующие годы были временем познания, обретения собственного лица. Особый импульс творчества получила она в атмосфере выставки 6 Всемирного фестиваля молодежи, устроенной в Москве летом 1957 г. Здесь открылась панорама невиданных до сего времени возможностей живописного выражения.

В те годы Мастеркова прошла искус самых разных увлечений — от Сезанна и новой французской живописи до Эль Греко, от Эль Греко — к абстрактной форме.

Даже сейчас, будучи опытным и зрелым мастером, художница откровенно, почти ученически, восхищается творениями великих мастеров прошлого — Рембрандта, Леонардо до Винчи. Но превыше всего почитает она искусство Дионисия, которое глубоко запало в душу и до сих пор сохраняет значение непревзойденного образца.

«Важно, чтобы произведение захватывало своим исполнением, глубиной чувств, даже некоторой тайной, которая манит еще больше. Важно, чтобы в произведении жила душа художника», — таково одно из суждений автора об искусстве.

В конце 50-х годов Л. Мастеркова начала разрабатывать собственный нефигуративный стиль, создавать произведения в новой манере абстрактного экспрессионизма. В числе первых в среде московского «андеграунда» она последовательно работала с чистой абстракцией, была членом «лианозовской группы». В Лианозово тогда стягивались подпольные художники и поэты, все те, кто хотел быть приобщен к миру «другого искусства». Вместе с Лидией Мастерковой туда входили Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Николай Вечтомов.

В это время Мастеркова делает коллажи, применяя старые ткани, кружево, парчу, находя это в заброшенных храмах. Ей казалось, что эти вещи пропитаны мистикой веков.

В конце 60-х- н. 70-х годов Мастеркова сделала еще один шаг в сторону создания произведений с преобладанием четкого конструктивного начала.

Л. Мастеркова любит работать циклами, сериями. К числу наиболее известных и значительных относятся такие как «Планеты» (1976 г.), «Триптихи» и многочисленные «Композиции», которые художница часто посвящает какому-то конкретному лицу. Серия «Метеориты» (1981-82 гг.), представляющая инсталляцию большого размера, во всю стену, состояла из 9 композиций, скомпонованных по 3, и производила очень сильное впечатление.

Художница часто прибегает к форме круга, будто решает задачи на равновесие и завершенность пластической формы. «Плоскость картины — это ограниченное пространство, в котором я выстраиваю свой мир», — говорит она. Выполненные на бумаге, эти изображения создают ощущение космичности, они загадочны и полны мистической силы. Порой кажется, что так могут выглядеть снимки неведомых планет, сделанные из далекого космоса. Характер рисунков в этих композициях очень своеобразен. Тушь по мокрому создает впечатление живой вибрирующей поверхности, обладающей почти осязаемым эффектом.

Лидия Мастеркова рано начала участвовать в художественных выставках. Ее первая персональная выставка состоялась в 1961 г.. в доме искусствоведа И. Цирлина.

Она была участницей нашумевших выставок — выставки 1967 г. в клубе на шоссе Энтузиастов, которая была закрыта через два часа после вернисажа и знаменитой «бульдозерной» выставки под открытым небом в лесопарке «Измайлово» в 1974 г.

В 1975 г. Мастеркова вместе с сыном уезжает в Париж.

Она выбрала для себя путь личной независимости как непременное условие творчества.

«Порой трудно разобраться, почему идешь таким путем и не иначе. Художник одинок в своих устремлениях. И часто он совершает подвиг, и никакие силы, кроме оков, не смогут остановить в нем этого устремления», — эти слова звучат как кредо всей жизни автора, а оно — в вечном служении Искусству.

В настоящее время Лидия Алексеевна живет в живописной деревне Сан-Лоран в 300 км от Парижа, заботясь о своих многочисленных домашних животных. В то же время она продолжает интенсивно работать, делая, в основном, графические серии в технике коллажа.

Работы Лидии Мастерковой многократно эсконировались как в нашей стране, так и во многих странах мира — Италии, Франции, США, Германии, Польше, Австрии, Швейцарии. Они являются собственностью крупных отечественных и зарубежных музеев, галерей ,частных коллекций — Государственной Третьяковской галереи, Музея современного искусства (США),Zimmerli Art Museum (США ), коллекций Дины Верни, Нортона Доджа и др.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года