Молодежный художественно– образовательный проект «Тайна рождения картины»

Молодежный художественно– образовательный проект   «Тайна рождения картины»

Представляют: Государственная Третьяковская галерея
Галерея «Дом Кулинича»

Участники проекта: художники (МГАХИ им. Сурикова.) :
Косырев Илья «Вечер» 120х70 смеш. техника
Кулинич Никита «Фамильный портрет» 120х120 холст, масло
Смирнов Михаил «В степи» 100х120 холст, инкаустика

На глазах у зрителей были созданы три живописных полотна. Сложность задачи состояла в том, что для большинства художников работа над картиной — интимный процесс и стоящие за спиной камера и люди не могли не отвлекать. Тем более что художники молодые, им сложнее.

Каждую секунду, каждое мгновение мы видим перед собой произведения искусства и графические воплощения: будь то реклама, репродукции, фотографии и т.д. Но мало кто задумывается о том, как рождаются эти вещи, через что проходит их создатель в процессе производства, какие мысли и сомнения его посещают. Многие даже не представляют себе, насколько неуютно может быть в голове художника, когда он работает. А ведь создание, например картины, которая в результате может выглядеть «простовато» (с обывательской точки зрения) подразумевает отнюдь не простые механические действия и бездумное махание кистью. Это целое переживание. Это постоянный поиск. А в конце, как часто бывает, — отсутствие удовлетворения от собственной работы. Художник живет картиной, а это очень не просто. Еще сложнее понять и донести до широких масс, какие мысли крутятся в голове создателя во время работы. Хотя тут есть некоторые подвижки.

На встрече представителей Третьяковской галереи и галереи «Дом Кулинича», был задуман проект, в котором отразился бы процесс создания картины, начиная от появления мысли и заканчивая её воплощением на холсте. Реализация такова: упомянутые три художника пишут картины, от начала до конца, отвечая на вопросы наблюдателей (психологов и искусствоведов). При этом все их действия документально фиксируются, а также комментируются впоследствии наблюдателями.

Художники сами по себе разные. Разные по своим взглядам на живопись и по исполняемым сюжетам. Никита Кулинич отобразил групповой портрет, Илья Косырев — интерьер, а Михаил Смирнов «написал» пейзаж. «Написал» в кавычках, т.к. манера работы Михаила весьма динамична и интересна в связи с применением горячего воска, в результате чего картина меняла свой облик в процессе работы постоянно и по всей поверхности, причем таким замысловатым образом, что Михаил сам точно не знал, что же у него получится, но тем интереснее было на это посмотреть и сравнить затем, насколько непохожи предварительный эскиз и сам результат. Манера Ильи Косырева почти противоположна манере Михаила — он гораздо более прагматичен и расчетлив, четко следует выбранному направлению и разница между наброском и готовой картиной невелика. У Никиты явно сложился желаемый результат в голове гораздо раньше, чем он приступил к работе над картиной, и эта версия подкрепляется тем, что он сказал в интервью после завершения работы, где он рассказал об источнике вдохновения для своей картины. По манере он более похож на Илью, а по стилю на Анри Руссо.

Нельзя не отметить, что проект сам по себе весьма оригинален. Обычно критикам представляют готовый «продукт». В лучшем случае мы видим предварительные эскизы, но процесс работы над картиной остается всегда за кадром. В данном случае художники обнажили перед публикой самое сокровенное – творческий процесс, продемонстрировали весь ход работы над полотном, от начала до конца, позволили зрителю проникнуть в другой мир – увидеть рождение и воплощение замысла, развернутое во времени. Илья писал очень планомерно и вдумчиво, Никита более хаотично, но в строгом соответствии с эскизом, а Миша ушел от первоначальной композиции и цветового решения так далеко, что его картина, кажется, не имеет ничего общего с эскизом, кроме темы.

Наблюдателям тоже не просто оценивать действия и процесс. Во-первых, подобного опыта ни у кого нет. Во-вторых, во время сеансов работы (которые могут идти и по два — три часа) внимание притупляется, что не является положительным моментом.

Делая выводы, можно сказать только хорошее. Проект рассчитан на демонстрацию его результатов в образовательных учреждениях, начиная со школ. Учитывая скудность знаний по искусству, в результате которых наши дети узнают о произведениях живописи только когда их публикуют в модных журналах в качестве заставок, можно надеяться на повышение интереса к предметам типа МХК и анекдотическая фраза «Рембрандта читала?» станет только шуткой, а не иронией над действительностью.

   Александр Стогов.

 
Косырев Илья «Вечер» 120х70 смеш. техника
Косырев Илья «Вечер» 120х70 смеш. техника
Косырев Илья «Вечер». Процесс работы
Косырев Илья «Вечер». Процесс работы
Кулинич Никита «Фамильный портрет» 120х120 холст, масло
Кулинич Никита «Фамильный портрет» 120х120 холст, масло
Кулинич Никита «Фамильный портрет» . Эскиз
Кулинич Никита «Фамильный портрет» . Эскиз
Кулинич Никита «Фамильный портрет». Процесс работы
Кулинич Никита «Фамильный портрет». Процесс работы
Смирнов Михаил «В степи» 100х120 холст, инкаустика
Смирнов Михаил «В степи» 100х120 холст, инкаустика
Смирнов Михаил «В степи». Эскиз
Смирнов Михаил «В степи». Эскиз
Смирнов Михаил «В степи». Процесс работы
Смирнов Михаил «В степи». Процесс работы
Смирнов Михаил «В степи». Процесс работы
Смирнов Михаил «В степи». Процесс работы
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года