«Традиции Петербургского авангарда» (живопись, графика).
Художники В.Бубнова (1886-1983), Н.Лозовой (1901-1992), А.Лозовой (1949)

Варвара Бубнова. Зеленая комната

2 февраля — 27 февраля
Московский музей современного искусства (залы 42-44, 49-51)
Ст. м. Чеховская; ул. Петровка, 25
Ежедневно, кроме вт 12.00-20.00 (касса до 19.00), суб, вс 11.00-19.00 (касса до 18.00

На выставке в Московском музее современного искусства в творчестве трех мастеров Варвары Бубновой, Николая Лозового и его сына Александра Лозового прослеживаются традиции петербургского авангарда.

Краеугольным камнем для подавляющего большинства художников русского авангарда явились достижения в области цвета и света французских импрессионистов, постимпрессионистов и в частности творчество Поля Сезанна.

Варвара Бубнова и Филонов опирались в своей деятельности на другие ценности в изобразительном искусстве. Они учились вместе на одном курсе в Императорской Академии художеств. Филонов отдавал предпочтение мастерам Возрождения, в частности Леонардо да Винчи, Кранаху Дюреру, русской иконописи. Взгляды у этих мастеров во многом были общими: Филонов и Бубнова не признавали Сезанна, Матвея и Бубнову более интересовала этнография и археология. Даже Красный квадрат Малевича Бубнова воспринимала не иначе, как производный от иконы.

Николай Лозовой учился у Филонова, а затем у Малевича в 1920-х годах. Он сразу же перенял от Филонова любовь к Грюневальду, Кранаху, Дюреру. Лозовой, так же как и Филонов никогда не подписывал своих работ — они считали всё это достоянием их мастерской «аналитического искусства».

Филонова, Бубнову и Николая Лозового объединяло и то, что они считали «натуру нужно видеть насквозь». Это отличает данную группу художников от тех представителей русского авангарда, для которых была главенствующей внешняя, плоскостная эстетика картины, то есть сам предмет, его эквивалент, а не углубление, проникновение в его сущность.

Сын Николая Лозового, Александр Лозовой учился у Бубновой. Отец не вмешивался в их занятия, хотя иногда его точка зрения на искусство и Бубновой расходились. Тем не менее Александр перенял традиции и в своем творчестве продолжает традиции петербургского авангарда.

 
Николай Лозовой. Композиция
Николай Лозовой. Композиция
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года