Елена Берг. «Противостояние»

Елена Берг. «Противостояние»

Открытие 18 января в 19.00
АЙДАН ГАЛЕРЕЯ, 1-я Тверская-Ямская ул., 22, 3 этаж
Тел: (095) 251-3734 Факс: (095) 250-9166

ВСЕ ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ЭТО

В первом приближении может показаться, что в основе видеоперформанса, снятого Еленой Берг, лежат чисто филологические мотивы.

Художник пытается расширить круг фразеологизмов, включающих «стену» как заведомо непроходимую инстанцию: на нее, как правило, безуспешно, лезут, об нее бьются, от нее отскакивают… Общий смысл этого словесного ряда депрессивен – истерия, безысходность, отчуждение, дискоммуникация etc. Между тем, избрав для своей идиоматической новации не просто визуальный, но телесный режим конструирования, Берг резко меняет условия игры и «правила чтения». Перед нами уже не иллюстрация метафоры, а подобие аллегории, где невозможно отделить эмпирическое от символического, соматическое от ментального(вербального), а характер предложенных исполнителям перформанса действий соединяет моменты высшей интимности, почти эротического экстаза с предельно отвлеченной категорией трансцедентного. (Что может быть более внеположенным человеку, чем абстрактная белая стена.)

Телесная идиома Берг выглядит как поиск компромисса, демонстрацией попытки выхода из фатального круга обреченных усилий, партизанской версией «трансцензуса». Мы ведь на самом деле не знаем, можно ли подлизаться к стене, или доставить ей чувственное удовольствие? ( Хотя, например, Мерло-Понти утверждал, что вещи обладают некоторой интерактивностью и могут смотреть на нас, когда мы к ним спиной.) Объединяя отвлеченное и сокровенное, где последнее обрело публичные, риторические формы, попутно обнаружив свою рутинную орнаментальность, Берг решительно экзистенциальна. В конечном счете, не столь же ли орнаментально-мастурбативны и основные структуры(модальности) человеческого существования, которые лишь слегка колеблет и маскирует событийная фактура? Что касается фактуры контекстуальной, то она почти безгранична, по крайней мере, историю замысла не стоит искать в кафкианских притчах и номенклатуре наказаний Дантова «Ада».

Все одновременно и проще, и патетичней: перед нами образ «слишком человеческой» попытки расчистить свой маленький «просвет бытия» в белом безмолвии тверди «наличного сущего». А это всегда осуществляется в Языке, или, на худой конец, посредством языка.

   Сергей Епихин

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года