«Дамы с камеями»

Выставка «Дамы с камеями»

АЙДАН ГАЛЕРЕЯ, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 22, эт. 3

Марина Белова и Алексей Политов — самые преданные наследники идеи агитационно-массового искусства первых лет Октября. У них получается главное – превратить каждую выставку в торжество карнавальной вольницы, феерию, где лицедействуют все жанры и виды искусства. Верно чувствуя пластический масштаб и ритм массового праздника, Белова и Политов перенимают стратегию бригад авангардных художников, эпатировавших города и их жителей всяческими агитпоездами, транспарантами, гигантскими скульптурами, костюмированными парадами.

Таким вот эпатажем респектабельной Айдан галереи оказывается новая инсталляция Беловой и Политова «Дамы с камеями».

Филантропию и сантименты рифмующейся по названию знаменитой пьесы Дюма-сына придется забыть. У Беловой и Политова все грубее и жестче. Пороки буржуазии клеймятся «шершавым языком плаката». Или лубка. Справа, слева, снизу, сверху растопырились в позе «боевая готовность» вырезанные по контуру из дерева и раскрашенные на манер карикатуры в сатирическом журнале дамские ножки в кружевных чулочках. Ножки карабкаются друг на друга, крутятся, нанизанные на ось. Ведут себя вызывающе. Пропилеями в капище порока оказываются две грудастые трехметровые тетки, восседающие, словно египетские фараоны. На весь этот вертеп грозно зыркают со стен оформленные в виде камеи (резного камня с выпуклым изображением), стилизованные под плакат конструктивизма глаза великого пролетарского поэта В.В. Маяковского. Мужской взгляд в античной оправе это взгляд резонера, носителя истины. Подобная антитеза еще больше соответствует агитпроповскому духу замечательной инсталляции.

Ведь согласно кодексу устроителей массовых зрелищ советской России, «три элемента входят в праздник: протест, пропаганда, развлечение… Ряд за рядом открывает демонстрация все ужасы и проделки буржуазии, собирает, копит и организует презрение и гнев, готовность к борьбе…». Так что плетущих свои паучьи сети многоногих дам полусвета (кстати, термин “Demi-Mond” был введен в 1855 году автором «Дамы с камелиями» Александром Дюма-сыном) уместно сравнить с какими-нибудь «объемными карикатурами» конца двадцатых – начала тридцатых, например, с персонажами регулярно появлявшейся в московском ЦПКиО «Аллеей дряни»: кукольными лодырями, прогульщиками, тунеядцами, пьяницами.

Подобные игры Марины Беловой и Алексея Политова с контекстом модернизма первой трети XX века доказывают, что пластическая традиция авангарда все-таки жива. Пусть и в форме агитпроповского карнавала.

Сергей Хачатуров

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года