Выставка «Истории Гоши Ляховецкого». Акварель. Графика. Фильм

Выставка   «Истории Гоши Ляховецкого». Цирк. Бум., акв., мелки. 2005

18 февраля — 19 марта
«Галерея на Солянке»
ул. Солянка ½, стр. 2 (вход с ул. Забелина)
ежедневно с 12-00 до 20-00 (без выходных)
тел. 921-55-72

Первая выставка Гоши Ляховецкого открыла художника, у которого нет ни школы, ни знания анатомии, ни сколько-нибудь идейно оформленных представлений об окружающем мире – и при этом есть поразительная точность глаза, дивное чувство композиции и философия, выраженная в цвете.
Цвет – вот что ведет Гошу по его солнечному пути. Следы его больших, чуть косолапых ног – в форме палитры. Его палитра – чувственна, как древняя поэзия.
Серапионовы братья, встречаясь, приветствовали друг друга: «Здравствуй, брат, писать трудно». Гоша, встретив кого-нибудь из нас, может сказать: «Здравствуй, брат, писать легко!» Мало кто из его взрослых и искушенных друзей согласится с ним. Но Гоша, достигнув зрелых лет, сохранил зрение ребенка и ощущение мира-праздника. Если бы он был поэтом, он мог написать:

как-то бабушка махнула
и сейчас же паровоз
детям подал и сказал
пейте кашу и сундук…

По своей художественной сути – Гоша Ляховецкий обэриут. Когда я читаю Хармса, то думаю, что лучше всех его смог бы художественно воссоздать именно он, Гоша, взрослый ребенок. Его искусство – именно реально. Не в том смысле, что академично и правильно, а в том, что эта та самая первая реальность, не искажающая и не отражающая мир, а входящая с ним в прямой контакт, ставшая его составляющей.

Я не знаю, к какому направлению можно отнести живопись этого удивительного художника. Это не наивное искусство, потому что Гоша утончен. Его черно-белый натюрморт (тушь по мокрой бумаге) выдает руку отнюдь не наивную, а близко знакомую с самой вдумчивой и глубокой гармонией. С тем, что Норштейн назвал «китайской живописью в два удара кисти». Это и не реализм – он Гоше попросту неинтересен, его фантазии не нужны шоры.

Думаю, в случае Гоши Ляховецкого мы столкнулись с редким сегодня, вовсе отказавшимся от идеи, от модного концепта, высоким импрессионизмом, где яркий реальный мир воплотился в движении и цвете. В том, чему учит самый открытый из мировых мастеров – Матисс.

Вторая выставка Гоши Ляховецкого утверждает, что его прежние опыты не были случайностью. Что мир его мира вечно свеж и вечно подвижен, и счастье жить в окружении голубых слонов, цветов, размытых сумерками, женщин, похожих на маму, красных волн и серебряных шаланд, полных, вероятно, золотой кефали, — это счастье и есть направление художника Георгия Ляховецкого.
Алла Боссарт

Гоша – Георгий Ляховецкий родился 16 декабря 1977 года в Киеве, в 1986 году с родителями переехал в Москву, закончил экспериментальную школу-гимназию при академии педагогических наук и факультет журналистики Открытого Государственного университета в Москве.
Работал ассистентом оператора в телевизионной программе «Мир анимации».
С 2005 года работает художником-декоратором в Театре «Сфера».
Рисовать начал в 1996, его учитель – Людмила Танасенко, замечательный художник и педагог. Она была художником-постановщиком многих любимых зрителями анимационных фильмов («Мальчик шел, сова летела», «Большой секрет для маленькой компании» и др.)
Работы Гоши отличает чистота, детское восприятие мира, радость и оптимизм. Его картины очаровательны, в них – самобытное ощущение цвета и композиции. Простые вещи поэтичны и обаятельны. Удивляет открытость, первозданное и искреннее мироощущение. Гоша участвовал в выставке, посвященной открытию международного анимационного фестиваля «Крок-98» в московском Доме Кино, его работа стала эмблемой фестиваля.
В октябре 1999 года в Центральном Доме художника в галерее Карины Шаншиевой состоялась его первая персональная выставка, после этого Гошины работы были представлены на объединенной выставке московских художников в ЦДХ – «Здравствуй, елка» (декабрь 2002) и в киевской галерее «Андреевский спуск». В 2004 году состоялась вторая персональная выставка Г. Ляховецкого в Галерее на Солянке, где было представлено 125 работ художника. Выставку посетило более 600 человек.
Некоторые отзывы посетителей этой выставки:
«Я очарован этим взрывом чистоты и поэтической правды» — Тонино Гуэрра. «Гоша, спасибо за вновь подаренное детство гения» — Лора Гуэрра.
«Очень красиво!» — Оля первый класс.
«Глубокоуважаемый Георгий Михайлович, дорогой и любимый Гоша! Ты — Ван Гоша… Пожалуйста, рисуй, не ленись, твоя работа нужна очень многим, и твоих красок нам тоже очень не хватает… Нам, серым дуракам.» — Эдуард Назаров.
«Пришел на выставку в последний день, до этого слышал множество хвалебных откликов и видел буклет. Обычно в этой ситуации ждет разочарование – после многих похвал ожидаешь чего-то большего, чем оказывается на самом деле. Но то, что я увидел превзошло все мои ожидания. Гоша! Ты по-настоящему талантливый, настоящий художник! Ты просто молодец! Когда разбогатею, куплю несколько твоих работ, себе и своим друзьям в подарок. Все твое творчество – это подарок. С глубоким уважением.» — Александр Татарский.
«Спасибо, теперь не страшно на коньках кататься» — Катя. «Гоша, а твой кот Вася еще живой? Спасибо за выставку» — Олег.

В июне 2004 года – состоялась персональная выставка Гоши Ляховецкого в рамках международного анимационного фестиваля в Загребе, Хорватия. Там было представлено 22 работы. Графическая работа Гоши «Клоун с собачкой» была вручена швейцарскому режиссеру Джоржу Швицгебелю в качестве приза оргкомитета фестиваля за фильм « Человек без тени»
В декабре 2004 года состоялась выставка «Goshka`s ARK” в Нью-Йорке (США), в галерее « Russian Book Store # 21», Fifth avenue – 174-176. На выставке было представлено 20 работ художника.

В 2005 году на студии «Мастер-фильм» режиссером Дмитрием Наумовым был сделан фильм по рисункам Гоши Ляховецкого «Кошачья прогулка» в том же году. Фильм показан на международном фестивале «Крок» и в детской программе фестиваля в Лейпциге (Германия). Его признали одним из самых популярных фильмов 2005 года в интернетовской сети РАМБЛЕР.

Сегодня Гоша – член молодежной секции Союза Художников России.
Его работы находятся в частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом: у режиссеров-аниматоров Юрия Норштейна и Эдуарда Назарова, в банке Менатеп, у художника, поэта и сценариста фильмов Феллини Тонино Гуэрры, в коллекции международного офиса фирмы «Геокосмос» (Москва) (более 20 работ), в коллекции Наума Медового в Нью-Йорке и в ряде других.

«Истинное творчество таинственно. Гоша Ляховецкий, с глазами ребенка, пишущий цветы, птиц, петухов, сочиняет акварельную архитектуру. Он не переделывает, если не удалось – выбрасывает. Знаком ли он с китайской живописью – не знаю. Но работает по заветам китайских художников: подумает и в несколько ударов кисти завершит. Его живопись – радость. Он влюбляет внимательного наблюдателя в трепет цвета. Непонимающий отойди, не смахивай пыльцу с его картин-бабочек. Жаждущий – пей, ты перед чистым источником».
Юрий Норштейн,
режиссер мультфильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и др.

Из книги отзывов первой персональной выставки Гоши Ляховецкого: «Ты рисуешь счастье!…а мы любуемся и радуемся тебе, друг другу, жизни».

Из статьи английского искусствоведа Роджера Кардинала в альбоме «Художники-примитивисты»
(«Темз энд Хадсон», Лондон; «Искусство», Москва, 2000 г.).

Творчество не может быть ограничено узким кругом профессионалов. Ярким примером проявления творческой индивидуальности вне традиционных рамок художественного творчества может служить такое направление, как неопримитивизм, или «наивное» искусство. «Наивное» искусство было поставлено «вне закона» среди других, законных и вполне респектабельных направлений. Пора, однако воздать должное этому замечательному творению человеческого гения. Оно должно быть поставлено в один ряд с лучшими произведениями уже узаконенного и всеми поддерживаемого академического искусства.
Примитивизм часто ошибочно отождествляют со схожими направлениями, такими как народное и первобытное искусство. Эти направления почти всегда анонимны, функциональны и декоративны, тогда как «наивные» художники стремятся выразить сугубо личностное видение мира, ставят образность превыше всего и не преследуют утилитарных целей.
Необходимо так же провести четкую границу между настоящими примитивами и художниками-дилетантами, подражающими академическим канонам в живописи. Самодеятельное искусство лишено свежести, полной самоотдачи и одержимости творчеством, отличающих настоящие неопримитивы.
Последней в ряду пограничных примитивному искусству художественных категорий стоит «Ар брют» (искусство аутсайдеров). В отличие от аутсайдеров, стремящихся уединиться в собственном мире, скрытом от посторонних глаз, примитивист ищет своего зрителя, любит экспонировать свои произведения и радуется когда они находят отклик в сердцах других. Одно лишь нежелание приобщиться к официальной культуре сближает примитивистов с аутсайдерами.
Следовательно, одной из основных характеристик «наивного» искусства является неискушенное восприятие. Идеи, заложенные в произведениях «наивных» художников, идут непосредственно от ума и сердца автора к зрителю. Примитивист творит чистыми руками, без предварительных набросков и этюдов, его спонтанное видение мира не ограничено никакими правилами и канонами. Он игнорирует правила масштабности и законы перспективы в академическом понимании и варварски накладывает краски прями из тюбика. Человеческие фигуры в его картинах совершенно не разработаны и безжизненны; пространство плоско, а пейзажи напоминают театральные декорации.
Примитивисты пренебрегают самыми основами выразительного языка, узаконенного академическим искусством и принятым всеми мастерами «высокого» стиля.
Неуместно оценивать «наивное» искусство с чуждых ему позиций и требовать от «наивных» художников определенного уровня знаний в языке, которого они не знают. Обращение к классическим образцам искусства и принципам реалистического изображения непродуктивно при оценке «наивного» искусства и затрудняет его понимание. Логика примитивизма заключается в том, что это направление создало свой собственный свод приемов и свои собственные критерии. Примитивисты пишут только то, что чувствуют сами, что проходит сквозь призму их сознания. Целью их творчества является не изображение реальности, а выражение личностного образа мира через систему эквивалентных знаков в плоскостном варианте, а обобщенные фронтальные позы людей и конструкций должны восприниматься как адекватные знаки их физического присутствия на картине. Застывшие фигуры – всего лишь символы. Художники не изображают реальные образы с той или иной степенью правдивости, а обозначают их с помощью знаковой системы. Для понимания простоты и непосредственности образного языка примитивов необходимо выработать в себе особую восприимчивость, приучить глаза к восприятию менее реалистичных форм.

 
Выставка   «Истории Гоши Ляховецкого». Двое в лодке. Б., гуашь
Выставка «Истории Гоши Ляховецкого». Двое в лодке. Б., гуашь
Выставка   «Истории Гоши Ляховецкого».  Двое с рыбкой. Б., гуашь. 2004
Выставка «Истории Гоши Ляховецкого». Двое с рыбкой. Б., гуашь. 2004
Выставка   «Истории Гоши Ляховецкого». Коза с козленком (весна). Б., гуашь. 2004
Выставка «Истории Гоши Ляховецкого». Коза с козленком (весна). Б., гуашь. 2004
Выставка   «Истории Гоши Ляховецкого». Лобстер. Б., гуашь.
Выставка «Истории Гоши Ляховецкого». Лобстер. Б., гуашь.
Выставка   «Истории Гоши Ляховецкого». Попугаи 1. Б., гуашь
Выставка «Истории Гоши Ляховецкого». Попугаи 1. Б., гуашь
Выставка   «Истории Гоши Ляховецкого». Попугаи 2. Б., гуашь
Выставка «Истории Гоши Ляховецкого». Попугаи 2. Б., гуашь
Выставка   «Истории Гоши Ляховецкого». Спорт. Б., гуашь
Выставка «Истории Гоши Ляховецкого». Спорт. Б., гуашь
Выставка   «Истории Гоши Ляховецкого». Спорт. Штангист. Б., гуашь
Выставка «Истории Гоши Ляховецкого». Спорт. Штангист. Б., гуашь
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года