«Решающее мгновение». Жанровая фотография

Олег Климов. Фотография

22 февраля — 27 февраля
Открытие 21 февраля в 18.00
Центральный Дом Архитектора, Гранатный переулок, дом 7, стр.1
(095) 202-3940, 290-1470
Часы работы: 12.00 – 20.00

25 февраля в 18.00 Школа фотографии «Петербургские фотомастерские» представит виртуальную образовательную программу: фотофильмы и мастер-класс

Фонд «Петербургские фотомастерские» при поддержке Центрального Дома Архитектора и информационной поддержке интернет-журнала Photographer.ru представляет в Москве фотовыставку «Решающее мгновение».

Впервые выставка «Решающее мгновение» была показана в рамах ежегодной экспозиции «Петербург-2005» в январе 2006 года в ЦВЗ «Манеж», СПб. С предложенным кураторами современным взглядом на жанр в фотографии, явление чрезвычайно сложное и неоднозначное, успели познакомиться более 5000 петербургских ценителей искусства фотографии.

В выставку вошли работы более 90 фотографов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Краснодара Киева, Тель-Авива, Бостона и многих других городов России, СНГ и зарубежья. Каждый из участников представляет одну работу, наиболее полно, на его взгляд, отражающую понимание жанровой фотографии. Благодаря подобному замыслу экспозиция складывается как определенная совокупность точек зрения на то, что есть жанр.

С момента своего изобретения фотография изначально восприняла от живописи такие структуры как композиция, некоторые иконографические схемы и систему жанров. Позднее, выработав свой собственный язык изображения, фотография безжалостно переработала многое из живописного наследия. Неизменным осталось разделение по жанрам и критерии их определения. Если с портретом и пейзажем все кажется более или менее понятным, то с жанром, как изображением, а не категорией, всегда возникают определенные сложности.

Трактовка, предлагающая понимать под жанром произведения, изображающие сцены и образы из повседневной жизни, кажется наиболее подходящей как для живописи, так и для фотографии. Однако ограничиться только определением сюжетной сферы, значит, упустить самое главное, что делает собственно фотографию фотографией. Простое изображение обыденной жизни никак не укладывается в специфику данного искусства. Поэтому более органично и оправданно в случае с фотографией может выглядеть такое определение жанра, как реакция на конкретную жизнь. Использовал фотограф постановочную или репортажную съемку для создания своего произведения в настоящем случае вторично по сравнению с поиском своего собственного «решающего мгновения».

Название выставки — не случайный парафраз на придуманное Анри Картье-Брессоном понятие «решающий момент». Несмотря на отсутствие общепринятых критериев (как словесных, так и визуальных) определения жанра в фотографии, организаторы выставки стараются придерживаться линии Картье — Брессона, для которого «понимание важности события сочеталось с точной организацией форм».

Участники выставки:
Елена Агафонова, Евгений Ажермачев, Петр Антонов, Владимир Антощенков, Александр Астафьев, Георгий Ахадов, Артур Бергарт, Анна Бочарова, Лида Верещагина, Олег Виденин, Тамара Вишнякова, Алексей Гапонов, Анастасия Гордеева, Виктор Гинзбург, Геннадий Головин, Александр Гронский, Солмаз Гусейнова, Евгений Гучкин, Михаил Дашевский, Давид Дектор, Саша Деменкова, Юрий Евлампьев, Андрей Задорожный, Людмила Зинченко, Татьяна Зубкова, Евгений Иванов, Сергей Каптилкин, Александр Китаев, Николай Китанин, Олег Климов, Юрий Козырев, Тимур Кокшаров, Георгий Колосов, Юлия Комиссарофф, Дмитрий Конрадт, Александр Коренков, Алексей Коротаев, Татьяна Котова, Александр Кузнецов, Игорь Лебедев, Юлия Лисняк, Дмитрий Ловецкий, Евгений Лучинский, Евгений Ма, Анна Майсюк, Сергей Максимишин, Анатолий Мальцев, Фахрия Мамедова, Рубен Мангасарян, Павел Маркин, Максим Марьенко, Александр Машин, Геннадий Минченко, Борис Михалевкин, Екатерина Мнацаканян, Петр Могер, Семен Моталянец, Евгений Мохорев, Леонид Натапов, Александр Никипорец, Викентий Нилин, Валерий Нистратов, Сергей Ноздрин, Александр Орлов, Елена Пальм, Александр Петросян, Вадим Савраев, Константин Саломатин, Евгений Сафьян, Ярослав Скачков, Александр Смирнов, Александр Сорин, Игорь Старков, Виктор Суворов, Кирилл Суров, Людмила Таболина, Витала Тауз, Петр Титаренко, Алексей Тихонов, Светлана Трошкова, Анна Федотова, Андрей Фека, Ирина Фрейдман, Алексей Царев, Наталья Цехомская, Станислав Чабуткин, Сергей Чиликов, Андрей Шерстнев, Сергей Шитов, Анатолий Шишков, Сергей Щербаков, Алик Якубович, Ольга Яковлева.

Кураторы выставки: Ольга Корсунова, Евгений Мохорев, Солмаз Гусейнова Лариса Гринберг

25 февраля в 18.00 Школа фотографии «Петербургские фотомастерские» представит виртуальную образовательную программу. В показ войдут:
- мастер-класс-лекция петербургского фотографа и преподавателя школы Игоря Лебедева «Жанровая фотография от начала и до конца»
- сборник авторских фотофильмов «Своими словами». Куратор проекта Солмаз Гусейнова.

 
Александр Кузнецов. Фотография
Александр Кузнецов. Фотография
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года