Юрий Холдин. «Фрески Руси. Дионисий» . Фотоработы

17 февраля – 19 марта
ГТГ, Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 2-й этаж

В Государственной Третьяковской галерее открывается выставка фотографа и издателя Юрия Холдина. Мастер обратился к монументальным росписям, выполненным иконописцем Дионисием. Более 10 лет он посвятил изучению и фотоотображению древнерусских фресок. За это время Холдин выполнил более полутысячи работ. Экспозиция в Третьяковской галерее представляет около двухсот произведений из серии «Фрески Ферапонтова монастыря». Выставка в Третьяковской галерее проводится в рамках проекта «Свет фресок Дионисия – миру», включающего также четырехсотстраничный альбом «Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого», другие печатные издания, просветительскую программу.

Работая над серией, Холдин отказался от традиционных методов «фотофиксации» фресок. Общепринятая схема фотографирования предполагает ночную съемку с искусственным освещением, исключающим изменчивую гамму естественного света. Подобный подход, по мнению автора, лишает изображение на фотографии воздуха, не передает ощущения пространства, в котором существует роспись, отображает живопись чересчур жестко и сухо.

Холдин поставил перед собой задачу наиболее адекватно донести до зрителя те впечатления, которые возникают у посетителя храма от росписей Дионисия. Для этого он разработал уникальный авторский метод фотовоспроизведения фресок, который позволил ему работать днем. При этом выдерживается ровная однородная освещенность, постоянная колориметрия, правильный баланс цвета. При печати альбома за эталон цветовых соотношений во фресках собора Рождества Богородицы взято ощущение цвета, возникающее в пространстве храма в летний солнечный день. Для Холдина также важно передать целостный образ как отдельной фресковой композиции, так и всего собора. Он скрупулезно и корректно, соответственно иконографическому канону, организует каждую фотографию, не допуская искажения, усечения реальной композиции росписи. Мастер стремится донести до зрителя драматургию росписей. Создавая цикл, он как режиссер последовательно выстраивает изображение, моделируя движение зрителя по храму к фреске и вдоль нее.

Юрий Холдин выполнил кропотливую, почти энциклопедически объемную работу по фотоотображению цикла фресок Дионисия, охватывающего около 700 квадратных метров и состоящего из сотен сюжетов. Выставка не только передает впечатление от ансамбля росписей Дионисия в целом, но и позволяет увидеть с максимальным приближением детали фресок, расположенных на большой высоте в храме.

В состав выставки входят как фотографии фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы, архитектуры храма и монастыря, так и пейзажная и жанровая фотография, связанная с Ферапонтово, Сиверским озером, русским севером – той средой, в которой иконописец создавал свои росписи.

 
"Праведный Иосиф". Фрагмент фрески Дионисия "Бегство в Египет"
"Архангел Гавриил", "О Всепетая Матерь...". Фрагмент северной стены собора Рождества Богородицы
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года