«When I'm Sixty Five»

Борис Трофимов.  Графический дизайн

18 февраля — 20 марта
Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева

Открытие 17 февраля 2006 г. в 19:00 в зале Аптекарского приказа

WHEN I'M SIXTY FIVE
Персональная выставка Бориса Трофимова
Графический дизайн

Определить творческую индивидуальность Бориса Трофимова, заключить ее в короткую словесную формулу нелегко. Она ускользает в каждой новой работе, будучи уже не совсем такой, как казалось: Художник не скован каким-либо набором приемов, не замкнут предвзятостью метода или стиля. Он позволяет себе быть ассоциативным или конкретным, лаконичным или изобильным, символичным или документальным. Наконец, авангардным или классичным. Девиз его, очевидно, — творческая свобода, и потому он остается непредсказуемым.

Коллеги-дизайнеры: обозначили разными словами одно и то же, в сущности, качество трофимовского почерка — артистизм, изящество, виртуозность. В самом деле, его работы привлекают внимание непринужденностью композиции, уверенностью, с какой он овладевает обширной плоскостью плакатного листа, плавно текущим от разворота к развороту пространством альбома или книги. В этом пространстве у него легко уживаются или могут соседствовать самые разные художественные языки: документальная фотография, репродукция старинной миниатюры, акварель, литография — все вместе.

Объединяющим динамическим началом становится шрифт, применяемый с такой же непринужденной безошибочностью и ритмической свободой. Сочетание каллиграфических росчерков с угловатым гротеском в шрифтовых композициях Бориса Трофимова вовсе не кажутся шокирующими. Напротив, они особенно артистичны. Иногда мастер позволяет себе пустить строки веером, согласовав их с круговой композицией подстеленного под текст изображения.

В другом случае он может сплести их в сплошное узорное кружево: Каждый раз его решение не только нарядно, но и отвечает образному смыслу всей работы.

Юрий Герчук

«When I'm Sixty-Four». Сегодня, как и сорок лет назад, это одна из любимых битловских песен Бориса Трофимова. В ней молодой человек спрашивает у возлюбленной, будет ли он нужен ей по-прежнему через много лет, когда ему будет шестьдесят четыре?
«Will you still need me, When I'm sixty-four?».

Почему шестьдесят четыре? Наверное, молодости этот возраст кажется недосягаемым. Итальянскому авангардисту Маринетти и сорок-то лет казались запредельными. Он писал в манифесте футуристов: «Нам стукнет сорок, и тогда молодые и сильные пусть выбросят нас на свалку».

«Много лет» пролетают гораздо быстрее, чем это казалось Полу Маккартни и Филиппо Маринетти. Вот и возраст Бориса Трофимова перевалил и через футуристический, и через битловский рубеж. Но много ли найдется сегодня в нашем графическом дизайне мастеров, более ярких, искрометных, авангардных,«молодых и сильных», чем Борис Трофимов?

Для настоящего художника возраст не имеет значения. Художник никогда не одинок. Его окружает природа, люди, свой собственный творческий мир.

Мир Бориса Трофимова можно охарактеризовать одним словом: гармония. Это основная категория классической парадигмы, к которой изначально принадлежит творчество этого дизайнера. Его работы всегда уравновешены, тонко сбалансированы. Изысканная типографика Бориса Трофимова неизменно пронизана теплым светом мягкого, прозрачного «серебра», которым отличается классическая книжная эстетика. Но в 90-е, сохраняя структуру классического пространства, Борис Трофимов начинает смело интерпретировать его средствами новой компьютерной эпохи. Многие мастера его поколения отшатнулись от двери, на которой написано «постмодернизм». Борис Трофимов одним из первых шагнул в незнакомую виртуальную среду, открывая в ней новую поэтику и гармонию. И в этом есть подлинное профессиональное достоинство — веселая отвага рисковать.

А, как известно, риск — условие свободы. Борис Трофимов обладает редким, счастливым сочетанием — традиции и свободы. Даже самую экстравагантную манеру Борис Трофимов каким-то чудом превращает в классику.

Наверное, потому, что сам как личность является носителем высокого классического духа.

Сергей Серов

На вернисаже состоится презентация альбома «Борис Трофимов. When I'm sixty five» [Составители: Игорь Гурович, Елена Рымшина, five> Сергей Серов] [Под редакцией Сергея Серова]. Дизайн: Игорь Гурович. — М.: Линия График, 2006

Специальная фотосъемка для выставки и альбома: Борис Бендиков

Издание осуществлено при содействии: Ostengruppe, компании ParaType, Общественной организации «Наша марка», Полиграфической фирмы «Линия График»

На выставке проводятся мастер-классы:

  • 3 марта — Мастерская Бориса Трофимова в ВАШГД. Вечер футуристической и авангардной книги
  • 10 марта — Борис Трофимов. Книги наших дней
  • 16 марта — Игорь Гурович, Александр Коноплев, Евгений Корнеев, Анна Наумова, Николай Попов, Аркадий Троянкер, Юрий Сурков, Леонид Тишков. Современный книжный дизайн и иллюстрация

Начало всех мастер-классов в 19.00. Вход свободный

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года