Александра Паперно. «Карты звёздного неба»

Александра Паперно.

10 февраля — 9 марта
Stella Art Gallery, Скарятинский пер., 7, м. Баррикадная
вт-вс 11.00-18.00
тел. (495) 291-26-75, 291-34-07

Проект молодой московской художницы Александры Паперно в пространстве Stella Art Gallery на Мытной улице представляет ее новую живописную серию.

Для своей выставки Паперно избрала один из самых трогательных и возвышенных сюжетов в истории мирового искусства. Иммануил Кант называл «звёздное небо над нами» столь же поразительной вещью как и «нравственный закон внутри нас».

Для Паперно, как для всякого настоящего художника, нравственным законом выступает сама живопись. В ее картинах нет никаких внешних, бьющих в глаза эффектов, как нет и открыто литературного сюжета. Колорит неяркий и сложный. Письмо многослойное, построенное на смешении множества близких тонов, просвечивающих сквозь включенную в состав работ тонкую рисовую бумагу.

Своим творчеством художница словно бы отказывается от возможности прямой речи, от наивной веры в слово. Похоже, что правда для нее мерцает где-то между строк, в оттенках и интонациях. Живопись Паперно располагается на границе между абстракцией и фигуративностью, между изображением предмета и интерпретацией его свойств. Это ясно сразу, уже из названия серии: точного и тихого. Оно указывает вовсе не на звёздное небо, всего лишь на его карты. Впрочем, это даже не всегда карты. Иногда глобус, иногда одна-единственная звёздочка. Звёздочка, впрочем, также может оказаться и «Серым солнцем». Не точкой, а тондо (как это называется на профессиональном языке), кругом, экспрессивно закрашенным самым неброским, самым сложным из цветов.

Так получается, что солнце – не совсем солнце, а звёздочки – скорее точки, небесные туманности – колористические плоскости, а все в целом – сплошная живопись. Но не «просто живопись», не внешний формализм, но огромная масса глубоко эмоциональной материи. То самое, чем на самом деле является для каждого из нас ночное небо: сказочное, таинственное и недоступно высокое. Для которого самое лучшее искусство – только карта. Александра Паперно получила художественное образование в Cooper Union School of Art (Нью-Йорк, США) и L'Ecole des Beaux-Arts (Париж). Ее выставку сопровождает каталог, включающий статью известного куратора и историка искусства (автора исследований искусства Луиз Буржуа, Эдварда Раша, Дэвида Салля) Петруса Шесберга; альбом репродукций проекта; дополнительные иллюстративные и текстовые материалы о творчестве автора.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года