Фотобиеннале-2006

Проект Лены Хейдиз. Опрокинутый мир

22-31 марта
Вернисаж 21 марта в 18.00
Галерея Кино, Большой Ржевский пер., д. 8 (вход с ул. М. Молчановка)
Ежедневно, кроме сб и вс с 12.00 до 19.00
тел. 291 9115

Проект Лены Хейдиз. Опрокинутый мир.
Фотография, видео, инсталляция.

Stilleben значит «тихая жизнь». Натюрморт значит «мёртвая природа». Для Лены Хейдиз, играющей в своем искусстве словами, понятиями, смыслами, «тихой жизнью» становится не натюрморт, а поверхность воды. «Отражение на глади пруда — это тоже «тихая жизнь» и «мёртвая природа», — говорит художница.

«Изредка мёртвую тишину нарушает плеск рыбы или шум крыльев взлетающей утки. Люди гуляют вдоль пруда, они редко замечают болотную ряску на поверхности и тину на дне: мир пруда кажется им призрачным и неинтересным. Но стоит только перевернуть картинку, и призрачным становится мир людей: откуда-то появляясь, люди проходят мимо и исчезают. Может, люди — это рябь ветерка на тихой глади пруда? А сама «реальность» и «актуальность» — это лишь рябь иллюзии на безбрежной глади океана вечности?«

Концепция выставки зародилась в июле 2005 года, когда автор проекта Лена Хейдиз завороженно созерцала и снимала поверхность пруда в Кусковском парке, перечитывая «Тропик рака» Генри Миллера и Евангелие от Луки одновременно:

«Не могу себе представить,что это за царствие небесное, о котором так мечтает все человечество. Лягушачье, наверное. Тухлый воздух, тина, кувшинки, гниющая вода. Сиди себе на листьях кувшинок и квакай спокойно весь день. Я думаю*... Царствие Божие внутри вас есть»**.

Лена Хейдиз, которую Ж.-К. Амманн, один из самых авторитетных в мире искусствоведов и кураторов, назвал «дервишем, который не столько заклинает коллективную память, сколько пребывает в постоянном движении самой мысли и памяти современности», «первая ницшеанка кисти», известна зрителю как автор, куратор, участник более чем шестидесяти персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Она не впервые обращается к фотографии, техническими приемами которой художница овладела уже в пять лет, самостоятельно составляя проявитель и фиксаж для фотопленки и бумаги и делая первые в своей жизни снимки. Видимо, эта ранняя инициация в фотоискусство позволяет Хейдиз уверенно и успешно работать над собственными художественными проектами.

Лена Хейдиз — это не только фотохудожник, чьи работы замечательны глубиной философского дискурса и снайперской точностью художественной композиции, но и известный живописец, график и теоретик современного искусства: ее работы находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Государственного музея А. С. Пушкина, в коллекциях Ж.-К. Амманна (Германия), Л. Ривьелло (Италия), М. Джудичи (Италия), Э. Бельтрани (Италия), В. Пениче (Мексика), Д. Мадзолини (Италия), Д. Бахарева (Россия), Р. Барона (Россия), С. Попова (Россия) и т.д.

*Генри Миллер, Тропик Рака
** «Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». Евангелие от Луки 17, 20:21.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года