«Памятники русского театрального авангарда. 1910-1930»

Попова Л.С. Эскиз костюма

18 марта — 9 апреля
Открытие 17 марта в 17 часов
Некоммерческий проект галереи «Элизиум»
Центральный Дом художника (ЦДХ), Крымский вал, 10
Телефоны: (495) 230-00-75

Благодаря энтузиазму галереи «Элизиум», с 1998 года работающей в области русского изобразительного искусства начала ХХ века, московские зрители впервые увидят выставку «ПАМЯТНИКИ РУССКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО АВАНГАРДА.1910-1930».

Более 120 оригинальных произведений 47 художников будет выставлено в зале галереи в Центральном Доме художника – это эскизы декораций и костюмов, макеты и реконструкции из собраний Государственного театрального музея им. А.А.Бахрушина, Музея Государственного Академического Большого театра России, Государственного музея В.В.Маяковского, а также работы из частных собраний.

За последние несколько десятилетий интерес к русскому, а в частности к театральному авангарду вызвал целую череду тематических театральных выставок за рубежом. В России впервые мы представляем выставку, создающую театральную панораму 1910-1930 годов.

Помимо произведений театральных художников (А.Арапова, И.Рабиновича, В.Рындина, Ф.Федоровского, А.Экстер), на ней представлены театральные работы многих известных художников, таких как В.Татлин, А.Лентулов, А.Куприн, Н.Гончарова, Л.Попова, А.Веснин, А.Родченко и др.

В первой трети прошедшего века театр, благодаря своей синтетической природе вобравший в себя различные направления изобразительного искусства, литературы, музыки, стал экспериментальной площадкой для придумывания и воплощения многообразных идей и опытов.

Мы постарались проследить наиболее интересные и важные этапы и направления оформления театральных постановок.

Начиная с балаганного, ярмарочного, народного театра, увлечение которым испытали в это время Н.Гончарова, И.Школьник, В.Татлин – на выставке будут представлены, например, несколько эскизов В.Татлина к действу «Царь Максемьян и ево сын Адольфа» 1911 года. Затем, в 1913 году впервые на русской сцене появилась беспредметная декорация – в оформленной К.Малевичем опере «Победа над солнцем». Этот спектакль, показанный лишь несколько раз, стал легендой мирового театра и в 1970е-1980е был даже реконструирован по сохранившимся эскизам Малевича (на выставке мы представим фильм-реконструкцию спектакля, сделанный в США в 1984 году).

И далее, через супрематические свето-цвето-пространственные поиски А.Кудряшова, А.Хвостенко-Хвостова («Мистерия-буфф», 1921), через кубистический экспрессионизм, привнесенный в театрально-оформительское искусство художниками Л.Поповой (на выставке будет несколько ее эскизов к постановке «Ромео и Джульетта», 1920, не принятые Мейерхольдом, а впоследствии спектакль оформила А.Экстер), А.Петрицким («Князь Игорь», 1926), К.Зданевичем («Мальштрем», 1924)– к конструктивистскому направлению в театре, апологетами которого стали Г.Якулов («Прекрасная Елена»,1924 ), братья Стенберги, А.Родченко («Мы», 1919-1921), И.Рабинович («Карменсита и солдат», 1924), И.Нивинский («Принцесса Турандот», 1922), К.Вялов («Стенька Разин» 1924), В.Мюллер и др.

Помимо собственно театральных эскизов, на выставке представлены также эскизы костюмов и оформления популярных в то время массовых действ и уличных праздников, а также цирковых представлений и так называемого «живого журнала» «Синяя блуза», и, кроме того, – афиши, фотографии, театральные программки, передающие атмосферу того «громкоговорящего» времени.

 
Татлин В.Е. Эскиз костюма Царя Максемьяна к спектаклю
Татлин В.Е. Эскиз костюма Царя Максемьяна к спектаклю "Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа". Московский литературно-художественный кружок. 1911. Собрание ГЦТМ им А.А. Бахрушина, Москва
Рабинович И.М.      Эскиз декорации к спектаклю
Рабинович И.М. Эскиз декорации к спектаклю "Карменсита и солдат" по опере Ж.Бизе "Кармен". Режиссеры В.И.Немирович-Данченко, Л.В.Баратов. Музыкальный театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, Москва. 1924 К., гуашь, 45,5 х 60,5. Частное
Федоровский Ф.Ф.     Эскиз костюма Одетты к балету
Федоровский Ф.Ф. Эскиз костюма Одетты к балету "Лебединое озеро" П.И.Чайковского. ГАБТ, Москва. 1921. Постановщик А.А.Горский. Постановка не осуществлена. Б., кар., акв. 24,3 х 18,2. Собрание ГАБТ России, Москва
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года