Александр Савко. «Просто Венера»

Александр Савко. «Просто Венера»

C 22 марта
Вернисаж состоится 21 марта в 19.00
АЙДАН ГАЛЕРЕЯ, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 22, эт. 3

Мы помним все…

Со времен тульского косого Левши, подковавшего на все ноги удивительную блоху из аглицкой вороненой стали, русское искусство на свой манер старается улучшить иноземные образцы, пользуясь своей хронологической дистанцированностью от них. Апроприация в отечественной традиции является не столько конкуренцией, сколько своего рода благотворительной акцией.

Тамошним «старым мастерам» разных поколений милосердно даруется новая жизнь за счет отечественных арт-инвестиций. Наш художник удовлетворенно взирает на собственное творение, лучшим в себе обязанное хрестоматийным шедеврам, но их элегантно превзошедшее.

Это, без всякого сомнения, — проявление подлинного патриотизма, подобное по своей силе последнему завету про ружья и кирпич героя лесковского апокрифа.

Еще отчаяннее был процесс инновативной валоризации местного наследия, затеянный классиками соц-арта и московской концептуальной школы с их любовью к советским осинам. Александр Савко, «перечитывая заново» классические образы, тоже начал с русофильской «билибинской» серии, свидетельством чему — два холста с нынешней выставки. Однако если Кащей с мобильником в руках был всего лишь локальной модернизацией сюжета, подкрепленного «новорусскими» реалиями, то включение Симпсонов в вязь псевдорусского стиля эпохи модерна выявило желание автора преодолеть географические границы. Ибо языковая игра в их выжженных пределах обесценена к началу нового тысячелетия мэтрами типа Звездочетова или Виноградова-Дубосарского. Мировая классика, помноженная на масс-культовые «иконы» эпохи тотальной глобализации, — проверенный рецепт становящейся все более востребованной живописи Александра Савко.

Совмещение шедевра Боттичелли с «телепузиками» рождает новую Венеру, чей национальный генезис не поддается четкому определению, но подтверждает российскую «всеотзывчивость».

Духоподъемный Достоевский припомнился кстати. Еще две картины Савко — своеобразный оммаж Джорджо Де Кирико, главе «метафизической школы». Сегодняшнее воспоминание о лаконичном эстете-духовидце означает богатую культурную память и укорененность в (ненужной) традиции, от которых никак не избавится отечественное искусство. Это только кажется, что работы Савко язвительны и ироничны. На самом деле в них живут наши неизбывные комплексы, вечно зовущие целовать священные камни Европы в то время, когда они уже безвозвратно погребены под лавой MTV-Везувия. Очистить их от нее — задача, которая под силу только русским. Это новая национальная идея, которую и иллюстрирует творчество Александра Савко.

Впрочем, сам он родился в молдавских Бендерах.

Федор Ромер

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года