«В тени кулис»

«В тени кулис»

21 февраля — 10 июня
Государственный музей А.С. Пушкина

Пречистенка, 12/2, метро «Кропоткинская»
Ежедневно, кроме пн и последней пт месяца с 10.00 до 18.00, касса до 17.30

Что представлял собой театр 1-ой половины 19 века. Какие произведения ставили в театре в пушкинскую пору, какими были театральные платья и костюмы, декорации, машинерия, сценические эффекты и афиши. Выставка посвящена 250-летию русского театра.

Живой интерес на выставке, прежде всего у детей, несомненно, вызовут старинные театральные машины и механизмы, создававшие на сцене эффекты грома, ветра, волн, дождя и фонтана. Эти хитроумные механизмы, а также подъемник «Славы», при помощи которого или подобного ему взмывали в бутафорские облака «амуры и Психеи», устройство для быстрой смены декораций, возможно будет не только увидеть на выставке, но и опробовать в работе.

Большинство театральных машин, реконструированных по образцам 17-18 вв., будут показываться в действии. Некоторые, особо «опасные» для музейного пространства, такие как Огонь или Фонтан представлены на чертежах и схемах. Образ Закулисья театра пушкинского времени, дополняют на выставке также подлинные детали обстановки артистической гримерной, сценические костюмы. Небольшая сцена, выстроенная в зале музея, вместе с эскизами декораций, репертуарными афишами, программками, портретами деятелей театра объединяют в единое пространство мир зрителя и сцены театра первой половины 19 века. Театр пушкинского времени, или по определению поэта, «волшебный край» — складывался из многих элементов и создавался многими. Большинство «соседей» Пушкина по театральным креслам, истинные любители театра, деятельно и практически служили ему, кто переводами, кто сочинительством, кто критическими статьями, кто преподаванием артистам. Н. Гнедич, например, был преподавателем Е. Семеновой, П. Катенин — А.Колосовой и В. Каратыгина. А.Грибоедов в соавторстве с Жандром, Хмельницким и Шаховским сочинял водевили, Ф. Булгарин пробовал себя на поприще театрального критика. В доме у А. Шаховского, автора бесчисленных пьес, собирался после спектаклей «весь театр», на заседаниях у Н. Всеволожского регулярно делались театральные обзоры. В острой словесной полемике сторонников подражания зарубежной артистической школе с представителями передового «левого фланга» театра (названного так по месту расположения кресел в зрительном зале, как правило, в партере с левой стороны) решалась судьба русского драматического искусства. По праву на выставке портреты легендарных актеров, знаменитых и почитаемых писателей, художников, меценатов, композиторов соседствуют с теперь уже забытыми деятелями театра, некогда принимавших самое непосредственное участие в его становлении.

 
«В тени кулис»
«В тени кулис»
«В тени кулис»
«В тени кулис»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года