«Неизвестные акварели из старого музея» из собрания Пензенской картинной галереи им. К.А.Савицкого

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч,  1873 – 1954  Женский портрет. картон, пастель   50х33

12 апреля – 2 июля
Открытие 12 апреля в 17.00
Музейно-выставочный комплекс Школы акварели Сергея Андрияки
Гороховский пер., 17
тел.: 267-54-35 261-57-27

В конце 2005 года в залах Пензенской картинной галереи прошла выставка «Мастер и ученик. Школа акварели Сергея Андрияки». Теперь Школа акварели принимает у себя экспонаты из фондов Пензенской картинной галереи им. К.А.Савицкого.

Одна из старейших в России сокровищниц искусств — Пензенская картинная галерея — была открыта в 1892 году. В основу собрания будущего музея легла коллекция живописи, графики и прикладного искусства, подаренная городу бывшим пензенским губернатором генерал-майором Н.Д.Селиверстовым. Богатый помещик и промышленник, тонкий ценитель искусства и меценат, он завещал крупную сумму на учреждение в Пензе Рисовальной школы и музея. Так началась история Пензенской картинной галереи имени К.А.Савицкого.

Академик живописи Константин Апполонович Савицкий (1844-1905), один из основателей Товарищества художников-передвижников, в 1898 году был назначен директором нового Художественного училища в г. Пензе. В короткий срок К.А.Савицкий сумел сделать это учебное заведение одним из лучших в России. Будучи опытным педагогом, он прекрасно понимал воспитательное значение музея, где будущие художники на великих образцах будут постигать секреты мастерства (с той же целью был создан музейно-выставочный комплекс в Школе акварели Сергея Андрияки, где развернута настоящая экспозиция). Друзья К.А.Савицкого «по цеху» — художники-передвижники И.И.Шишкин, С.В.Иванов, В.Д.Поленов — дарили после выставок училищу свои произведения.

Фонды пополнялась за счет передачи экспонатов из Императорской Академии художеств, творчества местных живописцев, дарений и пожертвований горожан. Например, попечитель учебного заведения, генерал-от-инфантерии А.А.Боголюбов, передал музею более 140 произведений И.П.Мартоса, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, Ф.А.Рубо и других мастеров. После 1917 года собрание продолжало увеличиваться за счет поступлений из дворянских и купеческих усадеб, государственного музейного фонда. Галерея по праву гордится уникальным собранием произведений самобытного русского живописца И.С.Горюшкина-Сорокопудова (ученика И.Е.Репина), который черпал вдохновение для творчества в очаровании русского пейзажа, в красочном патриархальном быте древней Руси с его своеобразной неповторимостью. Долгие годы он преподавал в Пензенском художественном училище.

Коллекция Пензенской галереи формировалась более ста лет. Она включает в себя свыше семи тысяч акварелей, рисунков, гравюр и плакатов, созданных зарубежными и русскими мастерами XVIII-XX веков. Большинство из представленных на выставке произведений экспонируются впервые.

 
Бенуа Альберт Николаевич,  1852 – 1937  Роща.  бум., акв.   29х42
Бенуа Альберт Николаевич, 1852 – 1937 Роща. бум., акв. 29х42
Неизвестный художник. Немецкая школа, XIX в.  Замок.  1850.  бум., акв.   33х26
Неизвестный художник. Немецкая школа, XIX в. Замок. 1850. бум., акв. 33х26
Шишкин Иван Иванович,  1832 – 1898   Крымские сосны. 1878  бум., кар.  24х32
Шишкин Иван Иванович, 1832 – 1898 Крымские сосны. 1878 бум., кар. 24х32
Петров Николай Филиппович. 1872-1941  Три дамы. 1916. карт., акв. 50х66
Петров Николай Филиппович. 1872-1941 Три дамы. 1916. карт., акв. 50х66
Бобров, Виктор Алексеевич. (1842 – 1918).  Натурщица. 1886 . бум. на карт., сангина  34х22,5
Бобров, Виктор Алексеевич. (1842 – 1918). Натурщица. 1886 . бум. на карт., сангина 34х22,5
Гефтлер Карл Эдуардович, 1853 – 1918  Вид с Тучкова моста. 1890.  бум., акв. 26х40
Гефтлер Карл Эдуардович, 1853 – 1918 Вид с Тучкова моста. 1890. бум., акв. 26х40
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года