Айдан. Живопись. Графика. Видео. Инсталляция

Айдан

17 мая — 12 июня
Открытие 16 мая в 19.00
Московский музей современного искусства
Ермолаевский переулок, д. 17
Тел.: (495) 200-28-90

Выставкой «Айдан» открывается совместная программа Московского музея современного искусства и XL галереи «Москва актуальная», серия проектов современных актуальных мастеров изобразительного искусства.

Намечающаяся экспозиция охватит все жанровое многообразие творчества Айдан Салаховой – известного художника, куратора, галеристки, преподавателя Суриковского института. Одно из основных произведений выставки – инсталляция «Золотое сечение». Ее название красноречиво говорит о стремлении художницы к гармонии. К тому состоянию искусства, где части полностью соответствуют целому, а целое – находится в согласии с элементами, его составляющими. И, разумеется, речь идет не только о чисто пластическом воплощении искусства, но и о том ментальном содержании, которое его пронизывает и в результате должно стать неотличимым от формы. Айдан Салаховой это удается, занимается ли она живописью, графикой, инсталляциями или видео-артом. И очень важно, что ее искусство совершенно очевидным образом строится на борьбе и абсолютном слиянии противоположностей.

Это верность высокой традиции и безупречное владение техниками, привычными для искусства на протяжении веков, но здесь же – новаторство и технологии, вошедшие в арсенал искусства совсем недавно.

Это безмятежность и тревога, конфликт и мир, провокация и сглаживание противоречий.

Это ирония и серьезность, холод и жар, прозрачный воздух и пряные ароматы. В произведениях Айдан парадоксальным образом сочетается, что-то, что может шокировать, и красота в ее классическом понимании, интерес к восточной традиции и полная включенность в глобальный контекст.

Естественно, это вечный разрыв между женским и мужским и их внутренняя нераздельность, идет ли речь о биологическом, культурном, философском, социальном аспектах мужского и женского. Это ночь и день, солнце и луна, вечно сменяющие друг друга, и благодаря этому круговороту только и возможна жизнь, а соответственно, искусство.

Выставка Айдан, на которой представлены работы от ранних, сделанных в начале 90-х, до самых последних, показывает, как художница, оставаясь верной выбранному пути, оттачивает свое мастерство во всех его проявлениях. Салахова – убежденный перфекционист. Ее работы сделаны именно так, как они должны быть сделаны, ни прибавить, ни отнять ничего не возможно. Но при этом они не превращаются в памятники самим себе, они – живут своей таинственной жизнью, засыпают и просыпаются, как героиня одной из видеоинсталляций Айдан.

Осип Мандельштам написал когда то: «Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы…». Собственно, искусство Салаховой, несмотря на все свои различия с поэзией Мандельштама, – об этом же. Оно показывает, что противоречия между тяжестью и нежностью, вопросом и ответом, луной и солнцем, в конечном счете, нет. При условии, что говорит об этом мастер.

   Никита Алексеев

НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ

Отличие галериста от критика или куратора в том, что он представляет творчество художника, с которым работает — в полном объеме. Это внутреннее знание, в контексте которого трудно удержаться от негативных эмоций, читая набор штампов, кочующих из статьи в статью. Давно не «кусающий» Кулик, в статьях — вечный «человек-собака», гроза обывателей и нежных девушек. Дубосарский — Виноградов, в творчестве которых прослеживается, по меньшей мере, три разнонаправленных периода — все еще пишут «работы на заказ». Мамышев — Монро существует в рамках своего удачно выбранного псевдонима, а Анатолий Осмоловский, уже давно работающий в абстракции — навсегда останется в критической литературе художником, который выложил на Красной площади известное слово из трех букв…Лидером этой группы «заштампованных» художников смело можно считать Айдан Салахову – «красавицу, светскую девушку и успешную галеристку», увлеченно рисующую бесконечных одалисок в кратком промежутке между светскими раутами, косметическим салоном и успешным бизнесом.

Стоп. Пора прекращать наращивание штампов и клише. Видимо, пришло время несколько «почистить» тускнеющие биографии и показать, что понятие «звезда» — не произвольно выбранная кличка, а результат многолетней напряженной работы. Московский музей современного искусства и XL галерея начинают протяженную программу с условным названием «Москва актуальная», цель которой – несколько раздвинуть рамки восприятия творчества известных московских художников.

Психоаналитическая задача этого многолетнего проекта – объемный показ авторов в развитии за последние десять лет, включая и абсолютно новые работы — не только широкому зрителю, но в первую очередь профессиональному сообществу, чтобы последнее забыло о пресс-релизах и «проверенных» оценках, а получило бы развернутые ответы на все свои гипотетические вопросы. А у публики появится, наконец, возможность составить «свое» независимое мнение о масштабе каждого из представляемых художников без искусственно навязанных определений.

И тогда возможно, станет понятно, что Кулик – не только кусается, Дубосарский — Виноградов – не столько отзывчивые исполнители потенциального заказа, в творчестве Монро – не одни женские образы, а от известного слова из трех букв до «тотальной» абстракции у Осмоловского – огромный путь работы с разными дискурсами. Мы надеемся, что выставка Айдан Салаховой «познакомит» профессиональную общественность с «новым» автором, в творчестве которого пресловутые одалиски занимают микроскопическую часть, а «трудные» вопросы взаимовлияния Востока-Запада, феминистского дискурса и искусства прошлых веков, находятся в сложной контаминации со стилистикой «сурового стиля», новых интерпретаций и мощной индивидуальности одной из ярких представительниц актуальной Москвы. И, может быть, хоть кто-то из критиков задумается о том, что безобидное клише о «дочери своего отца» имеет не только родственный, но, прежде всего, глубокий художественный подтекст.

Елена Селина

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года