Шедевры музея Орсе

Морис Дени. Музы. Х., м.

25 апреля — 17 июля
ГТГ, Крымский Вал, 10 (залы 60–61)

В рамках проекта К 150-летию Третьяковской галереи.Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею

На время работы выставки Третьяковская галерея возобновляет акцию «Четверги допоздна». Залы выставки по четвергам будут открыты для посетителей до 22 часов (вход в музей до 21 часа)

Выставка произведений высочайшего уровня, являющихся украшением экспозиции знаменитого парижского Музея Орсе – щедрое подношение постоянных французских партнеров Третьяковской галереи к ее 150-летнему юбилею.

Среди 55 шедевров французского искусства второй половины XIX века и начала XX столетия – 38 живописных полотен: работы К.Коро, Г.Курбе, Ж.-Ф.Милле, «Портрет Эмиля Золя» Э.Мане, «Оркестр парижской Оперы» Э.Дега, «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, «Танец в деревне» О.Ренуара, «Звездная ночь» В.Ван Гога, а также 17 скульптур выдающихся мастеров – О.Домье, О.Родена, Э.Дега, А.Бурделя, А.Майоля. Выставки французского искусства такого уровня – редкое явление в практике российских музеев.

Коллекция музея Орсе, созданного всего 20 лет назад, помимо скульптуры, рисунка, фотографии, прикладного искусства и архитектурных макетов насчитывает более 4 тысячи живописных работ, многие из которых – признанные шедевры. Особенность этого собрания в том, что оно представляет собой широкую панораму художественных свершений, осуществленных за очень короткий, но необычайно плодотворный отрезок времени: с 1848 по 1914 год.

Для русских художников Франция во второй половине XIX века – главный центр притяжения, столица мирового искусства. Реализм и импрессионизм, зародившиеся здесь, глубоко повлияли на русскую школу. В.Перов, И.Крамской, И.Репин, В.Поленов ездили в Париж для завершения своего образования, открывали для себя сокровища французских музеев, осваивали приемы пленэрной живописи. В.Серов, К.Коровин и И.Грабарь «пересадили» на русскую почву французский импрессионизм. Зачарованный мир усадеб В.Борисова-Мусатова находит аналогии в произведениях М.Дени, в работах К.Петрова-Водкина ощутимо влияние П.Пюви де Шаванна, в пластике образов А.Голубкиной – ее учителя О.Родена; творчество художников объединения «Бубновый валет» связано с такими явлениями как «русский сезаннизм» и «русский кубизм»…

Вторая половина XIX века для русской культуры – это период, связанный также с собирательской деятельностью Павла и Сергея Третьяковых. По делам торговых предприятий братьев Третьяковых Сергей Михайлович часто бывал за границей. В Париже он жил подолгу, общался с художниками, при покупке произведений пользовался советами И.С.Тургенева и А.П.Боголюбова. У С.М.Третьякова было шесть картин Добиньи, пять произведений Коро, монументальное полотно Курбе «Море» и получившая широкую известность в России «Деревенская любовь» Бастьен-Лепажа. А.А.Бахрушин отмечал: «Брат Павла Михайловича собирает живопись современных мастеров. Ее у него немного, но все первые номера» (по завещанию С.Третьякова принадлежавшая ему коллекция западноевропейской живописи объединилась с работами русских художников, собранными его братом. Гораздо позже, в 1924–1925 годах, произведения К.Коро, А.Руссо, Ш.Добиньи, Ж.Дюпре, Г.Курбе, Ж.Ф.Милле, Ж.Бастьен-Лепажа были переданы в ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж). Коллекция Третьякова-младшего, основанная на зарубежном материале, безусловно, тематически и хронологически перекликалась с собранием русской живописи старшего брата. Интересно, что Павел Третьяков был одним из основных устроителей русского художественного раздела на Всемирной выставке 1878 года в Париже и выдал для экспонирования 41 работу из своей коллекции.

Выставка из музея Орсе в Третьяковской галерее – это новая возможность сопоставить особенности художественных процессов, увидеть связи русской и французской культуры во второй половине XIX – начале XX века. Она является продолжением диалога двух крупнейших национальных музеев, начатого проектом «Русское искусство второй половины ХIХ века: в поисках самобытности» из собрания Третьяковской галереи, имевшим большой успех у французской публики (Музей Орсе, сентябрь 2005 – январь 2006). Выставка «Шедевры музея Орсе» – знак взаимопонимания и сотрудничества, благодарность французов за предоставленную российской стороной выставку и драгоценный подарок российской публике к юбилею первого музея национального искусства.

На пресс-конференции предполагается выступление Генерального директора музея Орсе г-на Сержа Лемуана и куратора выставки, Главного хранителя Государственной Третьяковской галереи Екатерины Селезневой.

 
Винсент Ван Гог. Звездная ночь. Арль. 1888. Х., ь.
Винсент Ван Гог. Звездная ночь. Арль. 1888. Х., ь.
Камиль Коро. Нимфа, играющая с купидоном. Х., м.
Камиль Коро. Нимфа, играющая с купидоном. Х., м.
Эдуард Мане. Балкон. Х., м.
Эдуард Мане. Балкон. Х., м.
Гюстав Кайбот. Циклевщики. 1875. Х., м.
Гюстав Кайбот. Циклевщики. 1875. Х., м.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года