Выставка современного португальского искусства

Елена Алимейда. Я здесь. 2005. Фотография

6 апреля — 7 мая
Государственный Центр современного искусства

DE DENTRO – В ГЛУБИНУ

Элена Алмейда/Helena Almeida, Жулиау Сарменту/Julião Sarmento, Жорже Молдер/Jorge Mölder, Жоау Пеналва/João Penalva, Педру Кабрита Рейш/Pedro Cabrita Reis, Руй Шафеш/Rui Chafes

Изобразительное искусство Португалии практически неизвестно в России. Выставка в Государственном Центре современного искусства, по замыслу кураторов, призвана не столько начать взаимный диалог двух культур, сколько «внести посильный вклад в создание единого глобального пространства идей – а именно так сегодня необходимо рассматривать искусство».

Выставка демонстрирует произведения шести художников, которых можно назвать ведущими мастерами сегодняшнего португальского искусства. Все шестеро официально представляли Португалию на крупнейших международных смотрах contemporary art: пятеро – в Венеции (Жулиау Сарменту в1997, Жорже Молдер в1999, Жоау Пеналва в 2001, Педру Кабрита Рейш в 2003 и и Элена Алмейда в 2005), и один в Сан-Паулу (Руй Шафеш в 2004 году).

Привлекая к участию значительных, признанных на международной художественной сцене авторов, организаторы выставки стремятся поставить вопрос о сосуществовании в сегодняшней культуре национального и интернационального. Анализируя произведения, выбранные для экспозиции, куратор Жуао Пиняранда констатирует, что по отношению к ним «одинаково возможно без предубеждений говорить о португальском искусстве и с искренней наивностью вопрошать, существует ли вообще это самое португальское искусство».

Устраивая в Москве первый смотр португальского искусства, куратор Жуао Пиняранда надеется, что, «быть может, именно в России мы сможем набраться смелости, чтобы разглядеть в самоидентификации признак интернациональности, а не замкнутости. Ведь художники именно этой страны сумели стать истинными образцами интернационального современного искусства, не отказавшись ни от своих характерных черт, ни от своей несгибаемой авторской субъективности, ни от своих коллективных культурных особенностей».

На выставке подставлены фото- и видеопроекты, произведения живописи, объекты и инсталляции. Произведения объединяет обращение к теме человеческого тела, языковая и смысловая игра, ассоциативная метафоричность сюжетов, избегающих социальных и политических контекстов. «Все пути ведут к человеку – отсутствующему или далекому, к образу, сохранившемуся в памяти».

 
Елена Алимейда. Я здесь. 2005. Фотография
Елена Алимейда. Я здесь. 2005. Фотография
Педру Кабрита Рейм.
Педру Кабрита Рейм. "Из многих рек..." 2005-2006
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года