Выставка М.Розанова «Академия наук»

Выставка М.Розанова «Академия наук»

Вернисаж 18 апреля в 19.00
Айдан галерея
1-я Тверская-Ямская ул., д. 22, эт. 3
Тел./факс: +7 (495) 251-3734

Небеса всегда были одним из главных мотивов творчества выдающегося московского фотографа Михаила Розанова. Стремясь к возвышенному он буквально приближался к ним, забираясь на крыши столичных высоток. Летом 2005 г. Розанов запечатлел московское небо через золоченые конструкции «короны» башен-близнецов Академии Наук СССР. Подернутая тленом поздняя брежневская роскошь предстала у него чем-то вроде орбитальной космической станции «Мир».

Советский ретро-хай-тек в видении Розанова выглядит невероятно модным. Снимки конструкций из металла и зеркального стекла, отпечатанные на бумаге «металлик» сияют неземным блеском. Небесная механика, увиденная средневековым человеком, заглянувшим за предел мира, божественные лики в золоченых куполах средневековых соборов, барочные плафоны, кишащие небожителями, в советское время были познаны с технической, внешне рациональной стороны. Но за механизмами космической техники скрывалась своя головокружительная психоделика. К.Э.Циолковский, придумывая ракетный двигатель, вслед за своим кумиром — православным мистиком Н.Ф.Федоровым, думал о том, что после победы науки над смертью, после «воскрешения отцов», в результате перенаселения Земли возникнет необходимость освоения других планет.

Со времен Надара фотографы стремились подняться повыше, чтобы запечатлеть землю. Советский человек не опускал глаза долу. Он смело задрав голову смотрел в небеса и не видел там даже Моцарта, весело сучащего ножками, хотя, по сути, космос был освоен европейцами еще в музыке Баха и Моцарта, а полеты спутников и ракет были инерцией затухающего интереса человека к бескрайней (?) Вселенной. Фальшивая советская конструктивность бытия, еще не дошедшая до перестроечного цинизма, обладала своей очаровательной эстетикой. В фотографиях Розанова к небесам обращается не плач за все человечество, а открытый и восхищенный взор техно-романтика, вглядывающегося в сетчатку божественного ока.

На выставке М.Розанова «Академия наук» в Айдан галерее, мастер впервые за много лет обращается к цветной печати. Серия состоит из 9 фотографий 100х150 см.

Андрей Хлобыстин

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года