Потерянный авангард. Фотовыставка Ричарда Пэйра

Потерянный авангард. Фотовыставка Ричарда Пэйра

18 апреля — 17 мая
Открытие 17 апреля в 19.00
Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева
Флигель-Руина
ул. Воздвиженка, д.5
Справки по телефону: 291-21-09, 290-05-51

Фотовыставка проходит в рамках международной конференции: «Heritage at Risk Сохранение архитектуры ХХ века и Всемирное наследие«

Ричард Пэйр — британский фотограф, с 1972 года живет в Канаде. Наряду с собственным творчеством, активно занимался кураторской деятельностью и изданием книг по истории фотографии. Основной объект изображения для него — это архитектура.

Пэйр долгое время был хранителем фотоколлекции Канадского Центра архитектуры [The Canadian Centre for Architecture (CCA)], до сих пор остается научным консультантом этого культурного института.

Среди изданных им книг — «Дворцы Правосудия. Фотографический документ» (1978), «Фотография и архитектура. 1839-1939» (1982). Обе эти отмеченные наградами книги сопровождались передвижной выставкой,демонстрировавшейся в главных музеях мира. После поездки в Египет Пэйр подготовил опубликованную в 1990 году монографию «Египет. Размышления о непрерывности». Уволившись с поста хранителя, он вернулся к практике. В 1996 году его монография «Цвета света. Архитектура Тадао Андо» получила премию Американского Института Архитекторов [AIA].

Русский конструктивизм всегда жил жизнью провинции. Как всякое авангардное явление он появился на границе творческих возможностей искусства для того, чтобы установить новые границы. Выполнив свою пионерскую миссию, оказался побежден центром, но уже не творческим, а административным. Затем долгиедесятилетия пребывал в полном забвении, и когда, казалось бы,пришло время реабилитации и триумфального возвращения из мест вынужденной ссылки,выяснилось, что возвращаться некому и некуда. Шедевры мировой архитектуры состарились настолько, что для опознания в них былых героев требуются особенные усилия. Новое поколение, воспитанное в постмодернистских традициях, просто стыдится своих провинциальных родственников.

А у государства, охотно теперь представляющего русский архитектурный авангард на международных выставках, на самом деле нет никаких средств, чтобы назначить его престарелым ударникам достойную пенсию. Фотографии Ричарда Пэйра документируют сегодняшний, неприукрашенный быт произведений русского конструктивизма на всем пространстве бывшей советской империи. В них нет назидательности или гламурных спецэффектов, а только элегическая грусть по великой ушедшей эпохе революционного творчества и профессионального мастерства.

Юрий Аввакумов

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года