Лев Лапин (1898-1962). Линогравюры 1930-х

Лев Лапин (1898-1962). Линогравюры 1930-х

23 мая — 18 июня
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер. д. 19/6
Ежедневно, кроме пн, 11.00 — 19.00; сб 12.00 — 18.00
тел. [495] 299 83 83, 299 85 50, 299 98 54

Линогравюры 1930-х

Имя художника, с выставки работ которого новая галерея начинает свою деятельность, никогда не бывает случайным. Часто оно оказывается знаковым, определяя собой дальнейшую художественную политику галереи. Ориентиры на открытие неизвестных или забытых мастеров довоенного отечественного искусства были достаточно ясно намечены еще в период выставок в галерее «Art-Divage», где Ильдар Галеев был куратором и идеологом художественной политики. Поэтому обращение к искусству Льва Лапина, почти никому не известного ленинградского художника из окружения Малевича, не только начало, но и закономерное продолжение.

Особенностью линогравюрного цикла Лапина является то, что в нем чрезвычайно полно нашло воплощение именно то стилевое течение, которое в работах наших художников встречается достаточно редко и скорее лишь в виде отдельных приемов. Речь идет об «Ар Деко». В лапинских листах, в силу их абсолютной свободы от социального заказа, проявление стиля не сдерживается никакими посторонними моментами.

Учитывая фрагментарность живописного наследия художника, именно они дают возможность составить достаточно полное представление о его творческом потенциале. Но не менее интересно и то, что весь этот цикл сам по себе является своеобразным памятником, запечатлевшим диапазон тех различных направлений и влияний, которые отличали творчество определенного круга ленинградских художников довоенного периода.

Лапин Л.П. Биографическая справка

Лев Павлович Лапин родился в 1898 году в Москве в богатой купеческой семье, которая до революции владела землями, домами, магазинами в обеих столицах и в Финляндии. Пережив трагедию материальных утрат и расставаний с близкими, оказавшихся за границей, Лапин в 1918 году стал воспитателем детского дома, который располагался в Буддистском храме в Петрограде.

В 1920 году он поступил на работу в Институт истории искусств, основанный в Петербурге в 1912 году графом Зубовым на Исаакиевской площади. Здесь Лев Павлович работал до апреля 1930 года. Он демонстрировал диапозитивы во время лекций по теории и истории всех видов искусств, которые читали Флиттнер, Вальдгауэр, Пунин, Курбатов, Малевич… Несомненно, теоретические постулаты грандов искусствоведческой и художественной мысли, своеобразное «окартинивание» их текстов (среди демонстрируемых слайдов были новейшие характерные примеры западноевропейской живописи: Пикассо, Брак, Леже, де Кирико) а также самостоятельные занятия в Академии Художеств у Н.Радлова, сформировали вкус и «тягу» к искусству определенной ориентации. Постепенно, «человек у аппарата», коим был Лапин, трансформировался в художника своеобразного строя и языка.

С 1930 года Лев Павлович работал на Сталепрокатном проволочно-канатном заводе имени Молотова, начиная от лаборанта и кончая старшим инженером и начальником Металлографической лаборатории, и мало кто, исключая самых преданных друзей и близких, знал о его ”alter ego”. Он не участвовал в выставках, не был «засвечен» в творческих союзах и объединениях, его творчество не успело стать опасной мишенью, оно никак не вписывалось в рамки устоявшихся идеологем и мифов «коллективного разума». Фотографии того времени фиксируют изображения картин на стенах его обиталища; вряд ли можно найти в советском искусстве довоенного периода художественные аналогии тем работам, без следа пропавшим в блокаду.

Вместе со знаменитым поздним «Автопортретом» Малевича, подаренным семье Лапиных женой Казимира Севериновича (ныне — в Московском Музее современного искусства) кое-что все же сохранилось: несколько холстов, проданных наследниками на Sotheby`s в конце 80-х годов, пара работ, оказавшихся в Галерее Гмуржинской и Музее Людвига, театральный эскиз в коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских, а также серия из 44-х оригинальных линогравюр начала 30-х годов (оттиски в единственном экземпляре), чудом «выживших» в эвакуации. Именно этот цикл линогравюр и демонстрируется впервые на выставке. Экспозицию сопровождает издание, посвященное жизни и творчеству ленинградского художника.

 
Лев Лапин. Двое. 1933. Бумага, линогравюра. 176х156 (изобр.), 231х221 мм (лист).
Лев Лапин. Двое. 1933. Бумага, линогравюра. 176х156 (изобр.), 231х221 мм (лист).
Лев Лапин. Городская сценка. 1933. Бумага, линогравюра, 111х77 (изобр. в свету).
Лев Лапин. Городская сценка. 1933. Бумага, линогравюра, 111х77 (изобр. в свету).
Лев Лапин.  Семья. 1933. Бумага, линогравюра, 176х142.
Лев Лапин. Семья. 1933. Бумага, линогравюра, 176х142.
Лев Лапин.  Женщина с мячом и мальчик. 1933. Бумага, линогравюра, 122х91 (изобр.).
Лев Лапин. Женщина с мячом и мальчик. 1933. Бумага, линогравюра, 122х91 (изобр.).
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года