«Плечи Элен». Анатолий Осмоловский. Виктор Алимпиев

21 мая — 5 июня
Открытие 20 мая в 20.00
Stella Art Gallery & Regina Gallery
Скарятинский переулок, 7
Ежедневно с 11.30 до 18.30, кроме пн

Авторы проекта – известные московские художники. Анатолий Осмоловский – один из главных теоретиков и практиков художественного активизма 90-х, в последние годы решительно обновивший собственную стратегию, занявшись изготовлением объектов. Виктор Алимпиев – видео-художник, создатель крайне лаконичных, эмоционально насыщенных фильмов, а также автор живописных произведений, балансирующих на грани абстракции и изобразительности.

Название их общего проекта – «Плечи Элен» – сюрреалистическая метафора, образная рифма, сопрягающая полярности. Элен – героиня романа Льва Толстого «Война и мир», в браке с которой так страдал Пьер Безухов. Та великосветская дама, на которой был «как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу». Для Осмоловского с Алимпиевым такая лакировка является признаком ауры прекрасного, эротической гладкости совершенного объекта. И, одновременно, свидетельствует об выглаженности его публичным вниманием, под его напором которого объект делается анонимным, обезличенным и оттого совершенно готовым впитать бесконечное множество взглядов, желаний, проекций и интерпретаций собственных зрителей.

Осмоловский показывает на выставке серию скульптурных объектов, представляющих собой увеличенные воспроизведения пробитых компостером транспортных карточек. Называется серия — «Билеты в рай». Это абсолютно нейтральные вещи, как бы выброшенные в выставочное пространство морем городской рутины, но при этом масштабированные не настолько сильно, чтобы сделаться монументальной скульптурой. Однако именно в силу укрупнения размера и за счет замены бумаги металлом, «билеты» начинают выглядеть по-хорошему неуместными, торжественно примолкшими от утраты своей естественной функции. И только в золотистом отсвете их боковых граней фонит нечто обманчиво райское.

Алимпиев демонстрирует новую серию картин, продолжающих «сюжет» его излюбленной серо-розовой абстракции. Изменение манеры автора состоит в гораздо более сложной проработанности основных цветов, в их расчетливо дозированном сведении. Эти картины не изображают ничего объективно существующего. Их форма только галлюцинирует о предмете, в его отсутствии и предвосхищении сочится робким беззаветным чувством. Всегдашний алимпиевский розовый въедается в серый как личная эмоция в серую пленку «ничьей» реальности.

Впервые индивидуальные траектории Осмоловского и Алимпиева пересеклись в 2004 году в проекте «Искусство без оправданий». На выставке «Плечи Элен» мы наблюдаем новый опыт сотрудничества этих художников, объединенных идеей создания самодостаточного, эстетически сконденсированного произведения.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года