Мастер диалога. Стелла Шалумова

Мастер диалога. Стелла Шалумова

25 апреля — 15 мая
Музей Марины Цветаевой
Борисоглебский пер., 6., 202 3543
Ежедневно, кроме сб, 12.00-17.00. Вход свободный

Стелла Шалумова — художник диалога. И в прямом, и в метафорическом смысле этих слов. Она диалогична в своей живописи — в каждом произведении открыта, контактна, радостно–экспрессивна, провоцируя на ответную эмоциональную реакцию зрителя, который становится собеседником автора. Но главное, как личность (это дают почувствовать сами работы — вне зависимости от того, знаком ты с автором или нет).

Стелла Шалумова блестяще владеет маэстрией диалога со всей той природной и урбанистической средой, которая её окружает. И для неё неважно, ближний это мир или дальний — отдельный, взятый в максимальном приближении цветок («Может быть», 2003), манящие своей суровой и таинственной жизнью горы («Швейцарские Альпы», 2000) или космические дали. Характерно название одной из «космических» картин — «Небо рядом» (2003). Действительно, для художника всё и все — рядом: мы, зрители и собеседники, тоже рядом, — кажется, что Стелла видит нас и беседует с нами уже во время создания своих картин.

Этот особый дар душевной щедрости, я бы даже сказала — расточительности, реализуется в своеобразной стилистике произведений. Каждая из них — словно фрагмент какого–то гораздо большего полотна. Динамика композиции и экспрессия мазка, преодолевая реальные границы картины и «выплёскивая» изображение за раму, превращают камерные по формату произведения в монументальные панно. На полотнах Шалумовой всего много — красочной фактуры, открытого цвета, светового потока, энергии артистического жеста. Её многочисленные букеты — это гимн жизни. Её беспредметные красочные стихии («Блики», 2001; «Гармония», 2002; «Зазеркалье», 2001; «Безбрежность», 2003) — это утверждение бесконечного многообразия целостного, не имеющего границ мира. Художник вообще не близок к фигуративному реализму в его «фотографическом» исполнении. «В предметах неизмеримо больше граней, в том числе невидимых», — говорит Стелла во время нашей первой и, надеюсь, не последней встречи, подтверждая мои впечатления от ее живописи.

Произведения Шалумовой — не окно в мир, а сам этот мир, склоняющий зрителя не к любованию им со стороны, а к погружению в его стихии. Предельно выразительным, доведённым до драматизма воплощением мировоззренческой позиции автора представляются близкие по композиции картины «Автограф» (1999) и «Безбрежность» (2003). Цвето–фактурные концентрические круги, словно в воронку, затягивают взгляд зрителя, но тут же и выталкивают его за пределы живописной поверхности произведений. Художник не терпит пустоты, заполоняя своей творческой энергией как изображенное, так и соседствующее с ним пространство. «Работы должны жить», — говорит художник. Она не представляет своих картин вне диалога со зрителями. Выставка в Доме–музее Марины Цветаевой — одна из таких ярких, захватывающих, откровенных бесед.

Ольга Костина

 
Мастер диалога. Стелла Шалумова
Мастер диалога. Стелла Шалумова
Музей Марины Цветаевой
Музей Марины Цветаевой
Мастер диалога. Стелла Шалумова
Мастер диалога. Стелла Шалумова
Мастер диалога. Стелла Шалумова
Мастер диалога. Стелла Шалумова
Мастер диалога. Стелла Шалумова
Мастер диалога. Стелла Шалумова
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года