«Творить, чтобы жить». Мир костюма Роберто Капуччи. Костюмы-современники

Мир костюма Роберто Капуччи. Костюмы-современники

25 мая — 25 июня
ГМИИ им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

МИР КОСТЮМА РОБЕРТО КАПУЧЧИ.

Выставка Роберто Капуччи — значимое событие в культурной жизни Москвы. Впервые в нашей стране можно будет увидеть фантастические костюмы, созданные в разные годы этим выдающимся мастером.

Без имени Капуччи трудно представить себе мировую моду 1950-60-х годов. Едва ли не самый известный итальянский кутюрье первого послевоенного поколения, добившийся признания в Нью-Йорке и Париже, один из пионеров «геометрического стиля» и экспериментов с новыми материалами, Капуччи вместе с тем — «диссидент» мира высокой моды; он предпочел подиумам музейные залы.

Персональные выставки Роберто Капуччи с большим успехом проходили в Риме, Флоренции, Вене, Мюнхене. Отдельные платья из его коллекций экспонировались на выставках в Музее Виктории и Альберта (Лондон), Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк); творения Капуччи украшали павильоны Италии на Всемирных выставках в Лиссабоне и Аичи.

«Чтобы эта выставка представила меня с разных сторон, я собрал самые яркие, самые эффектные работы, которые уже побывали во всех самых важных музеях мира. Это моё посвящение России» (Р. Капуччи).

Большая ретроспективная выставка костюмов известного итальянского модельера второй половины прошлого столетия Роберто Капуччи, которая приехала в Москву в рамках программы Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», разместилась в залах Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Роберто Капуччи – один из самых талантливых и успешных модельеров послевоенной эпохи. Во времена, когда Европу заполонили искалеченные войной люди, а продукты выдавали по карточкам, особенно остро не хватало «красивой жизни». В этот исторический в истории мировой моды момент скромный выпускник Академии изящных искусств Роберто Капуччи предложил женщинам окунуться в фантастический мир своих моделей.

Уже в начале 50-х художник оставил далеко позади французских конкурентов, а после презентации в конце 50-х знаменитого вечернего платья «Десять юбок» и геометрической серии «Шкатулка» покорил весь мир. Не удивительно, что костюмами от Капуччи пользовались многие сильные мира сего, в том числе самая элегантная женщина планеты – Жаклин Кеннеди. Впрочем, далеко не все изделия модельера можно в действительности использовать как одежду. Многоцветные гофрированные сладки, высокие воротники, пышные рукава и – в любом случае! – кричаще-ядовитая гамма костюма значительно осложняет жизнь обладательнице всего этого великолепия. Экспериментируя с новейшими материалами, соединяя парчу с прозрачным пластиком, разбивая лаконичную черно-белую гамму неожиданными цветовыми контрастами, художник превращает свои модели из предмета одежды в законченный арт-объект. Не случайно некоторые критики называют его костюмы «архитектурой для тела». Произведения Капуччи легко могут отправиться с подиума прямиком в музейные залы.

Впрочем, в последние годы модельер оставил утопическую затею приспособить свои костюмы для человеческой жизни, больше работая для театра или по заказам музеев и коллекционеров. А изготовив серию платьев-скульптур для венецианской Биеннале 1995 года, Капуччи окончательно перешел призрачную границу, некогда разделявшую художника и модельера. Гигантская ретроспективная выставка «Костюмы. Современники» в залах ГМИИ отражает все этапы творчества итальянского маэстро. Собственно, изначально предполагалось, что в музей поедет лишь часть костюмов, в то время как остальные будут показаны в кулуарах одного из крупнейших в столице торговых центров. Но в последний момент представители торговой точки отказались от затеи, вероятно сочтя, что экстравагантные произведения Капуччи станут слишком серьезным испытанием для местной клиентуры. Музейные кураторы, наоборот, с радостью забрали все манекены, которые в течение нескольких недель будут не только экспонироваться в одном из залов, но и неожиданно выскакивать на вас из-за лестничных поворотов, выглядывать из-за колонн, суетиться вокруг мраморного Давида и даже толпиться возле кабинета директора.

«Я хочу, чтобы российские зрители увидели меня таким, каким я являюсь сегодня: романтическим сюрреалистом, художником ткани, скульптором по самой подвижной и хрупкой материи – шелку, которая впитывает свет и отражает его сотнями образов», – сказал Роберто Капуччи, специально приехавший в Москву на открытие выставки.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года