Андрей Ланской (1902–1976). Живопись и графика из частных собраний. Фоторепортаж А.А.Тихонова

Ланской А. Композиция на желтом фоне. 1960.

26 июля – 3 сентября
Новое здание Музея личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина
Волхонка, 10

Автор концепции выставки Жан-Клод Маркаде (Франция)

Андре (Андрей Михайлович) Ланской – представитель древнего дворянского рода, до революции учившийся в Пажеском Его Императорского Величества корпусе. Художественные вкусы Ланского формировались под влиянием замечательного театрального художника С. Судейкина – одного из блестящих представителей символистской «Голубой розы» и «Мира искусства».

До приезда в Париж (1921 год) Ланской посещал мастерскую декоративного искусства, открытую в Киеве А. Экстер и ее учеником И. Рабиновичем (кроме театральной декорации, там преподавали рисунок и живопись); в Киеве художник написал свои первые акварели.

В 1920-е годы Ланской работает в технике примитивизма; сочетание зеленого, желтого, розового, черного, синего – несомненное отражение пестроты красок «русского мира» (Жан Гренье: «В глубине души Ланской никогда не покидал своей родины. Первые его полотна посвящены сценам в интерьере и семейным портретам, сюжет и исполнение которых — типично славянские»). Решающее значение для репутации художника имела поддержка Вильгельма Уде, одного из первых коллекционеров Пикассо, Дюфи, Дерена, Вламинка и Брака, отметившего картину Ланского „Свадьба“ на Осеннем Салоне 1924 года.

К концу 30-х годов Андре Ланской переходит от примитивистского фовизма к полуфигуративности на грани абстракции. Фигуры, предметы, пейзажи приобретают более геометрический характер, «но не имеют ничего общего с созданиями кубистов. Они состоят из впадин и наростов, наслаиваются и перемешиваются. Цвета этих гуашей разнообразны, но холодные цвета преобладают и становятся теплыми под кистью Ланского» (Жан Гренье).

Ланской – один из основателей возникшего около 1945 года направления, которое критики называли «лирической абстракцией», «абстрактным экспрессионизмом», то «неформальным искусством» или «action painting»: «упразднение» предмета и причудливое сочеиание «красочных полей.

Столь крупная ретроспективная выставка Ланского проводится в нашей стране впервые; более 60 экспонируемых работ отражают все основные периоды и направления творчества художника.

 
Музей личных коллекций, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Музей личных коллекций, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Наталья Автономова, директор Музея личных коллекций, открывает выставку. Слева – Коваленко Георгий Федорович, доктор искусствоведения, заведующий отделом искусства ХХ века Института теории и истории искусств Российской Академии художеств
Наталья Автономова, директор Музея личных коллекций, открывает выставку. Слева – Коваленко Георгий Федорович, доктор искусствоведения, заведующий отделом искусства ХХ века Института теории и истории искусств Российской Академии художеств
С приветственным словом выступает Посол Франции в России г-н Жан Каде
С приветственным словом выступает Посол Франции в России г-н Жан Каде
Общий вид зала
Общий вид зала
В первом ряду справа И.А. Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Посол Франции г-н Жан Каде
В первом ряду справа И.А. Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Посол Франции г-н Жан Каде
Редакция журнала «Русское искусство» присутствовала на вернисаже в полном составе. В центре, в красном жакете, сидит Главный редактор журнала «Русское искусство» Ольга Костина.
Редакция журнала «Русское искусство» присутствовала на вернисаже в полном составе. В центре, в красном жакете, сидит Главный редактор журнала «Русское искусство» Ольга Костина.
Доктор математики Непомящий Петр Алексеевич, племянник художника, представитель Фонда А. Ланского, (Франция).   Вторая слева-представитель парижской галереи «Минотавр»
Доктор математики Непомящий Петр Алексеевич, племянник художника, представитель Фонда А. Ланского, (Франция). Вторая слева-представитель парижской галереи «Минотавр»
Художник Волков Валерий Александрович знал А.Ланского в последнее десятилетие его жизни 1966-1976гг.
Художник Волков Валерий Александрович знал А.Ланского в последнее десятилетие его жизни 1966-1976гг.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года