Вильмалотта Оливия Шафхаузер. Выставка живописи

Вильмалотта Оливия Шафхаузер. Выставка живописи

21 июля — 14 августа
Московский музей современного искусства, Ермолаевский пер., 17

Вильмалотта Оливия Шафхаузер(ФИНЛЯНДИЯ)/VILMALOTTA OLIVIA SCHAFHAUSER

Из спектра жизни
осколков песня
красная птица
В вечерней сини
***
Твой ли то
силуэт
разглядела я в небе,
сквозь струю серебра
мановенье крыла?

Антеро Тойкка Песня осколков

Вильмалотта Оливия Шафтхаузер — представительница молодого поколения финских художников. Одна из тех, кто смог разрушить зачарованный круг постмодернистского релятивизма и противопоставить холодной стилизации живую непосредственность человеческого существа. Ее творческий мир, проникнутый спокойной безмятежностью и поэзией повседневности, в миниатюре передают гармонию мироздания. Художница отважно извлекает из сундука полузабытую истину: „Я заметила, что посреди окружающего материального изобилия люди все более нуждаются в духовных ценностях“.

Вильмалотта Шафтхаузер побывала в самых отдаленных точках земного шара, от Судана до Гавайских островов, и не понаслышке знает о нищете и тяготах жизни в развивающихся странах. Это можно ощутить в ее искусстве, проникнутом почтением к обычным людям и человечностью.

В творчестве финской художницы сильна струя сюрреализма, насыщающая будничные сюжеты мистической и поэтической глубиной. «Бессознательное подобно больничной палате и вертящемуся колесу. Человек в нем больной или белка. Сон; беговая дорожка в марафонском забеге мысли», — образно обобщает свое представление Вильмалотта Шафтхаузер. Сами ее работы, построенные на основе многочисленных визуальных символов, напоминают рассказы, стихи и афоризмы.

Художница любит изображать перекрестки дорог, переходы от темноты к свету. Ее плотна — осколки снов и воспоминаний в непредсказуемом смешении. Они вызывают в памяти детскую вырубную мозаику: значения и смыслы вспыхивают и тут же тушат друг друга. Река памяти «в разрезе». А там — мелькают моменты жизни автора – живое дыхание, вырывающееся из глухих стен забвения. Странные сны, фрагменты знакомых лиц, цветы, вырастающие из ниоткуда, и люди, преображающиеся в цветы, белые крылья шалей и птичьи стаи. А через поле картины — вездесущие свинцовые жгуты: то ли холодный ноябрьский дождь, то ли тихий плач о былом, то ли все смывающие воды Леты…

Выставку в Московском музее современного искусства, на которой представлены 33 полотна Вильмалотты Оливии Шафтхаузер, открывал лично министр культуры России.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года