Выставка произведений Андриана Горланова

Андриан Горланов. Хургада. 2006. Холст, масло. 75х85

18 сентября – 18 октября
Галерея Новый Эрмитаж
Москва, ул. Спиридоновка, д. 4

Петербуржец Андриан Горланов – один из самых интересных и успешных современных пейзажистов. Общий сюжет и определяющая живописная тема его произведений – городской пейзаж в давнем, имеющем долгую историю сопоставлении природы и цивилизации. Поэтому неслучайна привязанность художника к изображениям садов и парков, например, петербургскому Летнему саду, которому посвящена целая серия картин. В этих работах с повторяющимся мотивом великолепно передана атмосфера, присущая старому Петербургу.

Вообще Горланов очень чуток к тому, что поэты и философы называют genius loci, «гений места». В городских видах художника всегда присутствуют характерно-«портретные» черты, передающие состояние, настроение, темп жизни конкретного города – петербургская меланхолия, лондонская чопорность, оживленная элегантность Парижа.

Восточные пейзажи Горланова отличаются совершенно иным живописным строем. Если в петербургских видах – мглистое небо, фигуры, увиденные вдалеке как бы «не в фокусе», протяженные интервалы пустынного пространства, состояние рассеянной задумчивости, тишина, то в работах, привезенных из Египта, яркая синь осветленного неба, динамика, шумливость и яркая пестрота.

«Я пишу только то, что вижу, – говорит Горланов о своих работах. – Вот тени интересно упали, солнечные зайчики на аллее… В природе много отрадного, позитивного, только многие люди, как слепые, ничего не замечают. Однажды я писал этюд в парке, подошла женщина и, посмотрев на этюд, сказала: как, оказывается, здесь красиво, столько лет хожу, и не обращала внимания». Между тем, художник избегает нарочитых пейзажных эффектов, таких, как грозовое или искусственное освещение, ночные сцены или, казалось бы, выгодные для живописца красочные феерии заката и рассвета. Словно бы его девиз – «ничего слишком». Если он и старается понравиться, то тем, кого трогает мотив и вообще настроение песенных строк: «У природы нет плохой погоды, // Каждая погода благодать».

Если попытаться найти аналогии искусству Горланова в русской живописи прошлого, то, вероятнее всего, это окажется живопись мастеров «Союза русских художников» – Виноградова, Жуковского, Туржанского. Впрочем, сам Горланов не считает себя чьим бы то ни было наследником в искусстве, и если и называет кого-то из близких ему мастеров, то лишь «гаагских импрессионистов» – Яна Вайсенбруха или Луиса Морица. И тут же цитирует слова Петра Кончаловского, сказанные когда-то молодому Николаю Ромадину: «Не заглядывайтесь на краски других художников: это вас свяжет. Смотрите только на натуру, вдохновляйтесь ею и передавайте свое вдохновение зрителю».

Выставка проводится при поддержке Клуба коллекционеров современного искусства

 
Рыбацкий поселок в предместье Лондона. 2006. Холст, масло. 85х75
Рыбацкий поселок в предместье Лондона. 2006. Холст, масло. 85х75
Андриан Горланов. Лопухинский сад. Осень. 2004–2005. Холст, масло. 90х100
Андриан Горланов. Лопухинский сад. Осень. 2004–2005. Холст, масло. 90х100
Андриан Горланов. Новый мост. 1995. Холст, масло. 100х150
Андриан Горланов. Новый мост. 1995. Холст, масло. 100х150
Андриан Горланов. Прозрачный апрель. 2006. Холст, масло. 100х150
Андриан Горланов. Прозрачный апрель. 2006. Холст, масло. 100х150
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года