Александр Ситников и Ольга Булгакова

Александр Ситников. Эрос. Филос. Агапэ. 2000 г.

13 октября — 28 октября
Вернисаж — 12 октября в 19.00
Центр Современного Искусства М’АРС

Пушкарев переулок, дом 5 (м.Сухаревская)
Тел. 623-56-10; 623-66-90

Знаки жизни

Ольга Булгакова и Александр Ситников относятся к поколению художников семидесятых.

Их живопись называли метафоричной, иносказательной, обращенной к театру в поисках закодированного, сложного языка – превращений, подмен, метаморфоз – в желании сказать больше, чем видно при поверхностном рассмотрении картины. Лишь постепенно шаг за шагом они позволяли зрителю приоткрывать завесу таинства, символа, живописной загадки.

На первый план выдвигается игра, как проба, опыт, игра со зрителем, с живописными формами, и, прежде всего, игра с собой. Художники постоянно экспериментируют, они ищут новые формы самовыражения, новые темы. Эти поиски очень органичны и непринужденны, так как изначально мотивированы внутренней потребностью души, рождающей эмоциональное и психологическое состояние, реализуемое в творчестве.

Естественное соединение души, как интуитивного начала, и разума, как рационального, создает гармонию творческого воплощения. В своем новом цикле работ «Имена» Ольга Булгакова создает универсальный пластический образ — знак имени. Имя, как понятие, становится архетипом, включающим в себя одновременно конкретное и бесконечно общее воплощение.

С одной стороны – имя придает человеку неповторимость, личные черты и характеристики. Оно помогает выделить индивидуальное из огромного множества лиц, но и систематизировать представителей, носящих то или иное имя.

Для каждого отдельного человека очень важно его собственное имя, которое идентифицирует, обозначает его в этом мире и дает четкую характеристику.

Например, нам о многом могут сказать, сами по себе, имена Иуда или Фома. Они стали нарицательными, так как имеют четко сложившуюся эмоциональную оценку.

С другой стороны – имя предстает и как всеобъемлющий, обобщающий символ, рождающий определенный художественный образ.

Ольга Булгакова рассматривает имя, как пластический знак, появляющийся из определенного ритма, звука, вибрации, музыки, в силу этого приобретающий свой цвет, свой визуальный образ. Если рассуждать о пластической стороне, то в данной серии художница продолжает эксперименты со своим любимым геометрическим предметом – кругом, который получил особую знаковость в ее предыдущем цикле работ «Архаизмы».

В серии «Лица» тема круга трансформируется в человеческое лицо, лик.

Лики лепятся цветовыми контрастами, глубокими тенями, они словно выплывают из глубины холста, неся в себе тайну создания, определенную судьбоносность и мистические акценты. Александр Ситников создает объемные, трехмерные конструктивные композиции, в которых определяющими являются три цвета – красный, черный, белый.

Основными элементами композиций становятся – круг, квадрат, крест, серп, молот.

Идея креста, символизирующего все грани жизни, давно интересовала автора.

Крест как страдание, ноша, «нести свой крест», или крест как освобождение, возрождение. Крест может трансформироваться в свастику, древнейший символ жизни, и иметь созидательное начало, или, созданный из знакомых атрибутов советской власти, серпа и молота, наделяется историческим подтекстом.

Обращаясь к символам жизни, раскладывая ее на составляющие и сводя к определенному точному знаку, художник создает серию работ, посвященных жизни одного человека — выдающегося композитора Альфреда Шнитке. Человека с нелегкой судьбой, бывшего одновременно и евреем, и немцем и русским и вобравшего в себя трагизм, талант, историческую память и духовность этих народов.

Здесь в работах определяющими атрибутами выступают скрипка, колокол, крест и пила.

Этот геометрический цикл дополняет серия «Слова», создающая «пластический эквивалент мысли, образующей слово, и слова, образующего мысль».

   Екатерина Никитина

 
Ольга Булгакова. Малахия. 2006 г.
Ольга Булгакова. Малахия. 2006 г.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года