Сергей Шутов. «Как я провел лето». Графика, живопись, фотография

Сергей Шутов. «Как я провел лето»

27 сентября – 6 октября
Вернисаж для гостей и прессы – 26 сентбяря (Вт) 18.00
Большой Ржевский пер., д. 8 (вход с ул. М. Молчановка)
Ежедневно с 12.00 до 19.00, кроме вск

Галерея «КИНО» представляет новый проект художника галереи – Сергея Шутова, одного из ведущих представителей современного искусства, хорошо известного не только на отечественной, но и на международной художественной сцене.

Сергей Шутов (р. 1955 г., Потсдам) работает с такими видами искусства как живопись, графика, скульптура, фотография, аудио- и видео-инсталляция. Первая слава пришла к нему после знаменитой 17-й молодежной выставки 1986 г., где он показал программную для той эпохи работу «Барсучонок больше не ленится». Тогда же он стал актером и художником культового фильма «АССА». В начале 1990-х Шутов увлекается искусством новых технологий, основывает Институт технологии искусства (1993), посвящает себя клубной культуре, работая ди-джеем на продвинутом радио «Станция» (106,8) и первым ви-джеем легендарного клуба «Птюч». В 2001 г. Шутов представлял Россию на 49-й художественной выставке Венецианской биеннале (проект «Абак») и номинировался на Государственную Премию. Его работы постоянно появляются на аукционах Sotheby’s, а сам художник продолжает участвовать в двух десятках выставок в год.

Проект Сергея Шутова включает в себя серию живописных работ 2006 г., серию фотографий разных лет и серию цианотипий. Все вместе они образуют своего рода отчетную выставку. Художник с удовольствием играет в этот знакомый каждому школьнику жанр, представляя группу работ, объединенных темой отдыха на лоне родной природы. При этом в рамках каждого из представленных изобразительных средств он решает свою, внутреннюю художественную задачу.

Так, например, живописная серия является закономерным продолжением экспериментов Сергея Шутова. После экстатического разгула изобразительных средств в традиции «новой волны» в творчестве 1980-х и почти полного отказа от живописи ради экспериментов с видео в 1990-х, в новом десятилетии Сергей Шутов возвращается к живописи, чтобы посвятить себя исследованию традиционных жанров: портрета (в показанной в ГТГ в 2003 г. серии «Ковер-гортензия»), батальной живописи (серия «Самолеты»). Впрочем, пейзаж всегда присутствовал в живописи Шутова; достаточно вспомнить его «цветочную» серию 1986-89 гг., где цветочные головки, сделанные из пушистых кукольных шевелюр (скальпов?) буквально выглядывали из картины, или инсталляцию «Русский интерактивный пейзаж» (2000) с установленными на детском настольном хоккее заснеженными елками. Новые работы демонстрируют новый и, безусловно, летний ракурс наблюдения родной природы. Ажурные кроны деревьев с просвечивающим сквозь листья небом ложатся на холст причудливыми арабесками. Картины отличает сдержанный, насыщенный колорит, цвет локален, контуры форм обобщены и лапидарны, изображение нарочито плоскостно – в общем, кажется, ничто здесь не напоминает о русской пейзажной традиции. Скорее мы распознаем в руке художника поклонника Уорхола и Хокусая.

Показанные рядом фотоработы, наоборот, как будто приглашают зрителя в мир русской волшебной сказки с дремучими лесами, березовыми рощами, ветхими избушками, грибами-ягодами и белоснежными козочками. Фотография для Сергея Шутова – своего рода «запретный плод». В последний раз он экспонировал свои фотоработы едва ли не 10 лет назад. Тем замечательнее эти новые снимки, полученные в ходе летних прогулок с широкоугольным фотоаппаратом по абрамцевским лесам и полям. Неужели и вправду в каждом художнике просыпается что-то «васнецовское», когда он оказывается в этих местах?

Наконец, третий ряд работ выполнен в экзотической (для современного искусства, но не для истории фотографии) технике – цианотипии, действие которой напоминает действие ультрафиолета на кожу. Для этой серии работ Шутов намеренно выбирает «ленивую», минималистскую эстетику – экспонируя на солнце листики, фрукты, насекомых и прочий летний жанр.

Что объединяет эти такие разные произведения? Возможно, присущая лету легкость и необязательность. Действительно, в этом проекте Сергей Шутов не решает волнующих его философских и уж тем более – социальных или политических проблем. Что не мешает ему, подобно японскому монаху, в окне, распахнутом в сад, увидеть весь мир сполна. А такой взгляд сегодня – большая редкость. Может быть, как в жизни, так и в искусстве, полезно хотя бы на один сезон в году сменить телевизор на такое окно?

Е. Лазарева

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года