Ретроспектива времени в открытке: виды Москвы 1950-1980-х гг.

1 сентября – 17 сентября
Выставочный зал «Солнцево»
ул. Богданова, д. 44
Тел.: 435 66 24
Ср–вск – 11.00–19.00, пн, вт – выходной

Выставка проводится при участии Музея открытки Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, ООО ТД «БИБЛИО-ГЛОБУС» и ООО «БИБЛИО-ПОСТКАРД»

В День города Выставочный зал «Солнцево» приглашает совершить своеобразную экскурсию по Москве 1950-х – 1980-х гг. в рамках выставки «Ретроспектива времени в открытке». Знакомые и любимые московские улочки, площади и скверы, знаменитые дома, церкви, мосты, проспекты на почтовых открытках предстанут сквозь десятилетия такими, какими помнит их разве что старшее поколение, а мы больше никогда не увидим.

У кого-то они вызовут воспоминания детства, ностальгию по утраченной старой Москве, а молодое поколение, вероятно, в первый раз увидит столицу в таком облике. Москва меняется невероятно быстро, неизбежно разрушается и сносится старое, на его месте возникает современный город – высоких технологий, сверкающий сотнями неоновых реклам. Мы любим вспоминать тихие переулки в районе Арбата, уютные скверы на Садовом, которых тоже уже нет, а наши бабушки помня, как столицу украшали десятки нарядных церквей, безжалостно уничтоженных в годы советской власти. Город существует как живой организм – в нем происходят необратимые изменения, он растет, развивается, старое отмирает… Процессы этой внутренней жизни мегаполиса с каждым годом все ускоряются, и тем важней для москвичей сохранить наш город – для каждого он свой, не только в воспоминаниях, но и визуальных свидетельствах. Почтовые открытки, словно кадры из старого кинофильма, дают живое ощущение того города, который мы храним в памяти с детства.

Предлагаемая экспозиция ориентирована на вторую половину прошлого века – это виды послевоенной Москвы 1950-х годов вплоть до 1980-х. Интерес к дореволюционной эпохе был всегда велик, что понятно: рубеж XIX–XX вв. – время господства в архитектуре стиля модерн, строительство удивительных по фантазии частных особняков и доходных домов, вокзалов и гостиниц, наконец, это дух поистине старой, царской столицы, сохранившейся сегодня только в отдельных стилистически и композиционно объединенных городских островках и документальных свидетельствах. Москва послевоенная – совсем другая история. Это реальный и в то же время почивший в истории город. Реальный – пока его хранит в памяти ныне живущее еще поколение, утраченный – потому что на месте одних зданий уже давно выросли другие, проспекты расширились, поглотив скверы и бульвары, что-то реконструировано, что-то безвозвратно потеряно…

На почтовых карточках буквально схвачены приметы эпохи, они в мелочах: мы сразу узнаем 1950-е по одежде прогуливающихся и катающихся на лодках в ЦПКО им. Горького, по автомобилям «Победа», несущимся вдоль бульвара на Ленинских горах, где совсем недавно отстроен грандиозный ансамбль МГУ, по характерным «круглым» автобусам и троллейбусам, совершающим маршрут по Моховой улице мимо Манежной площади и Большого театра… Выставка поделена на несколько разделов. Отдельной темой стали знаменитые московские высотки – новые доминанты нашего «обезглавленного» города, лишившегося колоколен и золотых церковных глав. В особый раздел вошли виды площадей, скверов, парков культуры и отдыха – излюбленных мест прогулок москвичей как в 1950-е, так и в 1980-е. А еще – «Виды Москвы-реки, мосты и набережные», «Кремль», «Музеи, усадьбы, памятники архитектуры», «Храмы», «ВДНХ» и т.п. Некоторые разделы посвящены жизни одной, скажем, улицы в течение нескольких десятилетий. Как часто меняла свое лицо наша главная артерия – Тверская, бывшая улица Горького. Хоть и остался нетронутым градостроительный костяк, но сколь быстро и неуловимо меняется фасад! И уже совсем другое время мы видим в витринах новых магазинов и прочих учреждений, вывесках, названиях…

Все представленные на выставке почтовые открытки переданы в дар ГВЗ «Солнцево» Арсеном Мелитоняном, обладателем одной из лучших в столице коллекций открыток. А. Мелитонян – архитектор, художник, поэт, автор ряда публикаций по истории Москвы, кандидат исторических наук, доцент Московского гуманитарного университета. Наконец, он профессиональный филокартист уже около тридцати лет. Сегодня в коллекции Мелитоняна насчитывается около 10 000 почтовых карточек с видами Москвы до 1950 года. Подаренные открытки станут основой солнцевского Музея открытки.

Все, кому интересна открытка, как антикварная, так и современная, откроют для себя много нового на международной выставке открыток «POSTCARDEXPO-2007» с 26 по 28 января 2007 года в залах Центрального Дома Художника на Крымском валу (организаторы – Торговый Дом “БИБЛИО-ГЛОБУС” И ООО “БИБЛИО-ПОСТКАРД”).

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года