8 Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction

8 Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction

29 ноября — 3 декабря
Центральный Дом Художника
Крымский вал, 10

non/fiction №8

С 29 ноября по 3 декабря в Центральном Доме Художника пройдет 8 Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. В рамках ярмарки состоятся два самостоятельных проекта: «Книжная антикварная ярмарка» и «Книга Художника».

«Книга художника»

Книга художника, artists book, сравнительно новый объект для интеллектуального потребления. Книгу художника, а именно так определяется эта форма творчества, наряду с другими видами искусств, с удовольствием коллекционируют и представляют галереи, библиотеки, музеи, научные и гуманитарные центры. Эти необычные малотиражные и уникальные объекты, порой из невероятных материалов и их сочетаний, объединяющие всевозможные рукотворные техники и сложнейшие технологии, предназначены для чтения, последовательного или «нелинейного», но обязательно требующего интеллектуального усилия.

Поэтому не случайно, что Ярмарка Книги художника, организуемая объединением «artists-book.ru», вновь станет частью восьмой ярмарки интеллектуальной литературы «non/fiction». Многообразие творческих идей и концепций, выражаемых с помощью книги художника, практически безгранично. Архивы или манифесты проектов (а с манифестов русских футуристов ведет свою историю книга художника), эксперименты с формой и содержанием, художественные размышления и критические высказывания – все может стать книгой художника. Самые новые формы книги художника объединяют материальные и цифровые носители информации. Компьютер, который конкурирует с книгой на информационном поле, возможно, явился «катализатором» для активизации жанра книги художника, выдвигая его в авангард искусства информационного общества, наряду с медиа искусством и Лэнд артом.

«Книжная антикварная ярмарка»

Книжная Антикварная Ярмарка – сравнительно новый проект организаторов Российских Антикварных Салонов и ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction.

Цель этого проекта – привлечь внимание широкой публики к собирательству старой книги, способствовать возрождению культуры коллекционирования и формированию в России рынка антикварной книги, имеющего огромный потенциал.

Раритеты, представленные на Книжной Антикварной ярмарке (коллекция одного из участников, магазина «Букинист»)

  • 1. Первая публикация «Периодической системы элементов» Дмитрия Ивановича Менделеева (опубликована в апреле 1868 года в Журнале Русского химического общества тиражом в 80 экземпляров)
  • 2. Суперматические коллажи Ольги Розановой и Алексея Крученых в самой дорогой русской книге (по данным аукционов Sotheby’s и Christie’s ) «Вселенская война Ъ» (1916 года, цветная клей, тираж 100 экземпляров)
  • 3. Первое издание произведения Ф.М.Достоевского «Идиот». 1874г.
  • 4. Наталия Гончарова, обложка первой литографированной книги футуристов «Игра в аду». 1912 г. Авторы А.Крученых и В.Хлебников.
  • 5. Юрий Авенков, раскрашено от руки литография из книги А.Блока «Двенадцать» 1918 год один из 25ти раскрученных эпизодов
  • 6. Михаил Ларионов. Литография, раскрашенная от руки в книге «Ослиный хвост и Мишень». 1913 г.
  • 7. Николай Кульбин. Литография, раскрашенная от руки в книге А.Крученых «Взорваль». 1913 г.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

И взял книгу — книга и чтение в Израиле глазами современных фотохудожников. Организатор проект Эшколь — современная израильская и еврейская культура в России.
При поддержке фонда АРТ-МОСКВА. Зал 5

В рамках фестиваля израильской и еврейской книги проект Эшколь современная израильская и еврейская культура в России представляет выставку ведущих израильских фотографов, посвященную чтению — И взял книгу.
Израильской фотографии свойственен предельно реалистический взгляд на вещи, — но взгляд этот всегда проходит сквозь призму исторического романтизма, долгой и разнообразной истории израильского и еврейского народа, его побед и трагедий. Для сегодняшних израильтян книга — это нить Ариадны, благодаря которой они сумели пройти темным лабиринтом прошлого и остаться в живых, сумели в сохранности пронести в настоящее бесценный груз традиций, знания и философии, — и в то же время сохранить любовь к чтению как к игре, как к наслаждению, доступному каждому человеку в каждый момент времени.
Двадцать восемь работ восемнадцати израильских фотохудожников были отобраны известнейшими израильскими фотографами Давидом Дектором и Юлией Комиссарофф для того, чтобы показать сегодняшнюю жизнь книги в стране, где война, праздник, молитва и игра являются неразделимыми частями повседневности.

Генрик Ибсен. Спектакли в Художественном театре Организатор- Музей МХАТ, Посольство Норвегии и БНИЦ.
При поддержке фонда АРТ-МОСКВА. Зал 8

Выставка, организованная Музеем МХАТ, Посольством Норвегии и БНИЦ, посвящена норвежскому драматургу Генрику Ибсену к 100-летию со дня его смерти. На ее открытии состоится презентация издания драмы Ибсена — Пер Гюнт.

Настроение Чехов
Организатор- издательство Ad Marginem. Зал 8

Демидова Наталья, художник иллюстратор, представляет иллюстрации произведений А. П. Чехова.
Рассказы Чехова всегда были для меня воспоминаниями о золотой поре русской жизни, вестниками того ушедшего мира, думая о котором не знаешь, плакать тебе или смеяться. Отрывками из таких воспоминаний кажутся мне старые фотографии — эти мгновенные вспышки каких-то ушедших жизней, случайных русских семей, картин. В подобной технике выполнены и мои работы, — Н. Демидова.

Два/Три
Организаторы — Издательство Alcool, Дирижабль при поддержке Государственного Центра современного искусства. Зал 14а

ДВА/ТРИ является своеобразным продолжением проекта Аполлинарий, в рамках которого в 2005 г. российские художники создавали авторские книги и графические листы на стихи Гийома Аполлинера. Новый проект посвящён творчеству Велимира Хлебникова. Название ДВА — ТРИ обыгрывает важную для Хлебникова оппозицию двойки и тройки, на которой поэт строил свою числовую модель человеческой истории (два движет, трётся три). С другой стороны, оппозиция два три как нельзя лучше характеризует сам жанр книги художника — двумерность страницы трёхмерность книги — за счёт вырубки, конгрева, переплётов и футляров, специфической архитектоники книги художника. Кроме того, имя Хлебникова самым непосредственным образом связано с таким ярким и самобытным явлением начала 20-го века, как русская футуристическая книга. Таким образом, современная художественная интерпретация творчества поэта оборачивается серьёзным размышлением о феномене книги художника — его истоках, современном состоянии и дальнейших путях развития. На выставке представлены авторские книги, книжные объекты и инсталляции, медиа-проекты, графические листы художников из России и Франции — всего более 30 произведений.

Вииви и Вагнер — Женщина и Поросенок. Рисунки Юба Туомола Организаторы — Финский Литературный Информационный центр, издательство Арктинен Банаани и Посольство Финляндии в Москве.
При поддержке Фонда АРТ МОСКВА. Зал 12

Вииви и Вагнер — известный комикс Юбы Туомола, в неподражаемой манере изображающий обычную жизнь и взаимоотношения героев. Серии событий разворачиваются в сюрреалистической ситуации — союза женщины и поросенка.
Занимательные столкновения животного и человека происходят подчас на грани абсурда.
Вииви и Вагнер развивает традицию гротескной сатиры, через комическое рождается нечто совсем новое!

Гардероб одной Дамы. Организатор- Журнал Теория моды — одежда, тело, культура и Информационный центр Бюро ФотоДепартамент. При поддержке Фонда АРТ МОСКВА. Зал 5,8

В основе выставки — подлинный гардероб одной из жительниц Петербурга. В самых разнообразных вещах — от нижнего белья до шляп, перчаток и пальто конца 1930 1970 х годов — отразились не только время и мода тех лет, но и личные вкусы, пристрастия и образ жизни хозяйки, преподавателя университета. Этот подлинный гардероб был предоставлен в распоряжение петербургских фотографов — и начинающих, и давно признанных мастеров.
Каждый из них проводил фотосессию, не пользуясь услугами стилистов, визажистов и режиссеров — непременных спутников модной фотографии. Каждый нашел свой взгляд на вещи, на женщину и на историю. В работах одних проявилась коллекционерская любовь к предмету. Другие предприняли сентиментальное путешествие в прошлое, отыскав его приметы на петербургских лестницах и даже на центральных улицах в день Первомая. Третьи открыли тайную жизнь вещей.
Четвертые полностью погрузились в давно ушедшую эпоху, а для пятых чужая вещь стала лишь поводом заявить о красоте мира. Для шестых деталь старого гардероба стала самоценным художественным объектом… На выставке представлены не только разные творческие индивидуальности, но и разные жанры модной фотографии — портрет, story, натюрморт и т. д., разные принципы работы. В то же время в фотографиях удивительным образом преломились и жизнь самой хозяйки вещей, и история страны.
Разные образы, разные судьбы и постоянно повторяющиеся вещи вызывают странное уважение к почти миновавшей эпохе, когда вещи жили дольше, чем люди, и значительно переживали своих хозяев.

Троянский Кролик. Спецпроект студии Люди Мертвой Рыбы. При поддержке Фонда АРТ МОСКВА. Зал 13, Литературное кафе

Группа ученых экспертов, имена которых разглашать мы не в праве, опасаясь за нашу жизнь, открыла, что кроличья раса, якобы безвозмездно жертвовавшая нам свой мех для обогрева, тушки для пропитания и лапки на счастье, на самом деле готовила несчастному человечеству ужасающую кончину. Нам открылся адский план Троянский кролик. Суть оного заключается в том, что полностью захватив кино, театр, литературу, анимацию и даже священное для всех нас искусство рекламы, кролики зомбировали человечество и вели его к известным только им, но, несомненно, зловещим целям.
На защиту человечества станут матерые комиксисты со всего мира. Их задача в популярной форме разъяснить людям грозящую опасность, раскрыть зловещие планы кроликов и найти средства борьбы с ними. Нырнут в безграничные глубины информационных полей храбрые Медиадайверы. Их задача — поиски неоспоримых улик в медиа сфере. Отложите на время свои важные дела. Объединимся во имя священной цели и выловим Троянского кролика во всех его проявлениях!

Выставки, проходящие параллельно non/fiction

Искусство иллюстрации

Проект Из фондов Международной конфедерации союзов художников. Зал 23

Группа иллюстраторов Zavtrak. Варвара Акатьева, Евгений Антоненков, Денис Гордеев, Игорь Кочанов, Екатерина Силина, Виктория Фомина. Зал 22

Группа иллюстраторов Мюсли. Нонна Алешина, Дарья Герасимова, Ольга Ионайтис, Максим Митрофанов, Наталья Салиенко, Евгений Подколзин, Яна Хорева. Зал 25 Группа Иллюстраторы книги. Елена Алмазова, Елена Белоусова, Мария Васильева, Василий Власов, Сергей Воробьев, Дарья Гавриленко, Ника Гольц, Петр Григорьев, Алена Дергачева, Екатерина Егорова, Ольга Евдокимова, Татьяна Казмирук, Сергей Крестовский, Галина Лопачева, Андрей Мартынов, Дмитрий Махашвили, Ольга Монина, Татьяна Никитина, Герман Огородников, Юлия Панипартова, Ирина Петелина, Дмитрий Поляков, Наталья Синева, Евгений Соколов, Илона Таубе, Карина Тер – Захарян, Лев Токмаков, Борис Тржемецкий, Марина Тржемецкая, Ирина Трубецкая, Николай Устинов, Елена Устинова, Юлия Устинова, Михаил Федотов, Анна Федотова, Михаил Федоров, Наталия Федорова, Камиль Хидоятов, Елена Цветаева, Виталий Шваров, Инна Энтина, Георгий Юдин, Дарья Юдина, Анна Юдина, Любовь Юкина. Залы 24, 26, 27

Книга художника

Книга художника, artists book, сравнительно новый объект для интеллектуального потребления. Книгу художника, а именно так определяется эта форма творчества, наряду с другими видами искусств, с удовольствием коллекционируют и представляют галереи, библиотеки, музеи, научные и гуманитарные центры. Эти необычные малотиражные и уникальные объекты, порой из невероятных материалов и их сочетаний, объединяющие всевозможные рукотворные техники и сложнейшие технологии, предназначены для чтения, последовательного или нелинейного, но обязательно требующего интеллектуального усилия. Поэтому не случайно, что Ярмарка Книги художника, организуемая объединением artists-book.ru, вновь станет частью восьмой ярмарки интеллектуальной литературы non fiction. Многообразие творческих идей и концепций, выражаемых с помощью книги художника, практически безгранично. Архивы или манифесты проектов (а с манифестов русских футуристов ведет свою историю книга художника), эксперименты с формой и содержанием, художественные размышления и критические высказывания — все может стать книгой художника. Самые новые формы книги художника объединяют материальные и цифровые носители информации. Компьютер, который конкурирует с книгой на информационном поле, возможно, явился катализатором для активизации жанра книги художника, выдвигая его в авангард искусства информационного общества, наряду с медиа искусством и Лэнд артом. Холл ЦДХ, 1 этаж

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года