Макс Талинг. «Мятежная луна»

Макс Талинг. «Мятежная луна»

Вернисаж состоится 26 сентября в 19.00
Айдан Галерея
1-я Тверская-Ямская ул., 22, эт.3
т/ф: +7(495)251-3734

Как «Макс Талинг» — не выспренний артистический псевдоним, а заурядная редукция неудобоваримого для российского уха паспортного имени родившегося в Эстонии художника, картины автора, несмотря на их нарочитый маньеризм и технологическую маэстрию, совершенно естественны и просты. Выбранная экзотическая техника — грифель по холсту — должна всего лишь помочь зрителю внимательнее вглядеться в изображение, увидеть в мерцающем на светлом монохромном фоне абрисе непосредственную человеческую реакцию, рассмотреть тончайшие психологические нюансы, зафиксированные в хрупкости карандашного рисунка. Главное, здесь есть что рассматривать.

Долгому и кропотливому процессу создания эстетской и почти декадентской, находящейся в заповедной зоне чистого искусства работы предшествует жесткий эксперимент в режиме «реального времени». Талинг под объективом фотокамеры заставляет внутренне обнажиться своих моделей — не важно, кто это будет, неблагополучная дикарка с бритвой в кулаке, задержанная в милицейском участке, или образцовая отличница из хорошей семьи, которая пришла в студию художника в сопровождении мамы. Длительная фотосессия уравнивает ту и другую, провоцируя на взрыв чувств, который передают расширенные зрачки, перекошенный рот, агрессивная поза, где похоть сопряжена с ненавистью. И скромные призрачные одежды героинь передают их эмоциональную оголенность, вызвать которую и пытается художник.

Картины Талинга в своей технической изощренности осциллируют между графикой и живописью, не подпадая под канонические определения. Но точно так же неуловима для кодификации его эстетика. Что это, психологический реализм — или постановочная провокация? Срез жизни — или маниакальная игра в эротические перверсии? Попытка передать подсознательные глубины женской идентичности — или нарочитый театр с заранее предуготовленной пьесой-сценарием? В конце концов, реабилитация традиционной артистической техники в стенах модной галереи — или очередной триумф шокирующего актуального искусства? Для самого художника в его работах нет никакой искусственности. Он не принимает сравнений с венскими декадентами Климтом и Шиле, пострадавшими «за порнографию».

Отрицает влияние эстетики гламурного журнала или рекламного биллборда на позы и жесты своих красавиц, впавших в эротический транс. Всерьез увлечен погружением в их внутренний мир. Однако мир этот, словно сказочные ворота пещеры, открывается лишь на миг, и не мастеровитый карандаш художника, а тупой объектив фотографа способен успеть вскочить в него за минуты. А дальше рутина артистической работы над холстом подменяет собой мгновение непосредственности. И получающаяся картина является авторской суммацией впечатлений и ощущений. И слишком красивое название выставки подтверждает непреложность артификации. И, опять же, слишком манерна техника лепки изображения в жанре «грифельной оды».

Но — луна все-таки мятежна. И работы Макса Талинга ускользают от однозначного восприятия. Их интерпретации тают на глазах — как само резкое изображение, всегда готовое скрыться в дымке светлого задника.

Федор Ромер

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года