«От символизма до авангарда». Коллекция Сергея Кривошеева и Марии Салиной

«От символизма до авангарда». Коллекция  Сергея Кривошеева и Марии Салиной

25 октября — 25 ноября
МЛК ГМИИ им. А.С. Пушкина
Волхонка ул, 10

Музей личных коллекций продолжает знакомить зрителей с российскими частными собраниями. На этот раз в залах МЛК разместиться экспозиция, рассказывающая о части собрания Сергея Кривошеева и Марии Салиной, посвященная графике и скульптуре первой трети ХХ века.

Впервые широкому зрителю представится возможность познакомиться с уникальными произведениями более пятидесяти русских художников: Валентина Серова и Льва Бакста, Николая Бенуа и Мстислава Добужинского, Виктора Борисова-Мусатова и Николая Милиотти, Бориса Григорьева и Кузьмы Петрова-Водкина, Артура Фонвизина и Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой и Казимира Малевича. Всего на выставке экспонируется более ста графических листов и около двадцати скульптур, созданных известными скульпторами: Голубкиной, Коненковым, Эрьзя, Матвеевым, Лебедевой и другими.

В программе «Пятое измерение» директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Александровна Антонова, анонсировав выставку, сказала: «Коллекция Сергея Кривошеева и Марии Салиной не обычна, в ней чувствуется изысканный вкус владельцев, ведь примеры коллекционирования графики и скульптуры достаточно редки». Действительно, коллекционеры не скрывают своего особенного отношения к подготовительным рисункам и законченным графическим листам, а также к скульптурам из терракоты, дерева или гипса, то есть созданным из тех материалов, с которыми непосредственное работает мастер, на поверхности которых остаются отпечатки пальцев художника.

Рассказ о коллекции Сергея Кривошеева и Марии Салиной начнется с произведений русских символистов, работы которых положили начало данного собрания в середине 90-х годов. Рисунки, акварели и пастели Серова, Бакста, Бенуа, Лансере, Серебряковой, Остроумовой-Лебедевой, Васнецова и Билибина составляют одну и жемчужин собрания, пополняющегося из года в год. «Стоит обратить внимание на уникальный подбор произведений Петра Уткина — художника долгие годы не известного широкой публике, — рассказывает куратор выставки Марина Лошак, — без которого невозможно представить русский символизм. Немаловажно отметить рисунки Артура Фонвизина – художника, которого зрители хорошо знают скорее по творчеству 30-х годов. В данном случае будут представлены рисунки раннего Фонвизина начала ХХ века, в период его дружбы с Михаилом Ларионовым. Одновременно в экспозицию включены и работы Ларионова, созданные в те же годы». На выставке экспонируются произведения Михаила Ларионова, так называемого «Тираспольского периода», 1905 – 1906 годов. Не менее интересными и уникальными можно назвать акварели рубежа веков Александра Куприна, в которых едва ли можно узнать будущего члена объединения «Бубновый Валет». Отдельное место на выставке займет книжная графика Натальи Гончаровой к сборникам Алексея Крученых и Велимира Хлебникова «Мирсконца» и Алексея Крученых «Пустынник». Завершит экспозицию одно из самых богатых частных собраний рисунков Казимира Малевича. Помимо нескольких десятков рисунков отца русского авангарда, в Музее личных коллекций будут выставлены работы его сподвижников: Николая Суетина и Ильи Чашина, Анны Лепорской и Константина Рождественского, без чьих произведений рассказ о Малевиче не был бы полным.

Заведующая отделом личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина Наталья Борисовна Автономова отметила: «Представленная коллекция собрана очень качественно. Все вещи на выставке обладают безукоризненным провенансом и происходят из известных отечественных собраний, однако, большинство работ не известно широкому зрителю». На выставке «От символизма до авангарда» собраны вещи, некогда принадлежавшие семьям художников, а также известным коллекционерам Николаю Харджиеву и Соломону Шустеру.

«Мы рады поделиться радостью общения с этими замечательными произведениями с близкими людьми, с музейными специалистами и просто с ценителями искусства, — говорят Сергей Кривошеев и Мария Салина в преддверии выставки».

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года