Искусство Армении. XX век. Живопись и скульптура из фондов Третьяковской галереи

Сарьян Мартирос Сергеевич. 1880-1972    Ереванские цветы. 1957, х/м

28 октября — 26 ноября
Вернисаж 27 октября в 17.00
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Крымский Вал, 10 (зал 38)

Выставка «Искусство Армении. XX век», составленная из произведений, хранящихся в собрании Третьяковской галереи на Крымском Валу, приурочена к проведению Года Республики Армения в Российской Федерации. Она входит в большую культурную программу, проводимую в рамках этого события.

В фондах Галереи сформирована значительная коллекция произведений армянских мастеров. В основном она была собрана в 1970–1980-е годы. Именно в это время Министерство культуры СССР всесторонне содействовало приобретению многонационального, в том числе армянского, материала в фонды Третьяковской галереи как главного собрания советского искусства. Произведения отбирались на Всесоюзных и персональных выставках, проходивших в Москве, а также во время командировок сотрудников Галереи в Армению, где искусствоведы знакомились с творчеством художников на главных экспозиционных площадках республики и в мастерских. В рамках данного камерного проекта, ограниченного одним экспозиционным залом, демонстрируются живопись и скульптура наиболее ярких представителей искусства республики середины – второй половины XX века – всего около пятидесяти экспонатов.

Ключевые произведения живописи на выставке – полотна Мартироса Сарьяна (1880–1972), выдающегося представителя не только армянской, но и европейской культуры. Это работы, выполненные художником в период его жизни в Ереване в 1930-х – 1960-х годах. Необходимо подчеркнуть, что залы постоянной экспозиции на Крымском Валу не расформировывались для включения произведений в состав данного проекта. Поэтому посетители могут дополнить впечатление от выставки «Искусство Армении. ХХ век» в зале № 14, где представлены полотна Сарьяна 20-х годов.

Одним из любимых учеников Сарьяна был М.Аветисян (1928–1975). Его появление в художественной среде Еревана в 1960-е годы стало заметным явлением. Он возрождал традиции национального искусства, продолжал развитие декоративного направления армянской живописи. Пейзаж «Джаджур» (1959) Аветисяна, представленный на выставке, относится к наиболее значительным из его полотен. В конце 1960-х годов новым словом в искусстве Армении стало произведение С.Мурадяна (род. 1927) «Саженцы» (1969). По рекомендации научных сотрудников Третьяковской галереи оно сразу после Всесоюзной выставки поступило в собрание музея. Отдельными работами представлены классики армянской школы: М.Абегян (1909–1994), О.Каралян (1897–1981), О.Зардарян (1918–1992). В экспозицию вошли полотна других армянских художников – Д.Налбандяна (1906–1993), сестер Ерануи (1910–1998) и Мириам Асламазян (1907–2006), Л.Бажбеук-Меликян (1922–2005).

Собрание Галереи довольно полно отражает развитие армянской скульптуры второй половины ХХ века. В настоящее время эта коллекция насчитывает около 100 произведений. На выставке показана лишь часть из них. Галерея стремилась представить многообразие жанров скульптуры. В экспозиции демонстрируется портрет, созданный Ю.Петросяном (А.Хачатурян. 1980. Шамот), интерпретации образа средневекового армянского историка и просветителя Мовсеса Хоренаци работы Н.Никогосяна и М.Назаряна. Современные мастера расширили жанровую структуру пластики. Они работают и в редком для традиционной армянской скульптуры жанре натюрморта (Ю.Погосян. Груши. 1987. Бронза), и в анималистике (Г.Багдасарян. Красный и черный петухи. 1978. Бронза). Многие скульпторы обращаются к теме классики (С.Казарян. Канон. 1979. Шамот, металл, дерево; Г.Франгулян. Падающая колесница. 1980.

Шамот, ангобы, глазурь). Национальные художники интересно работают в разнообразных скульптурных материалах. Тяготеющая к народной образности статуя Г.Багдасаряна «Мой дед» (1983), выполненная в туфе с характерной для него теплой и пористой поверхностью, соседствует на выставке с жанровой композицией Х.Искандаряна «Сбор тутовника» (1985–1988) из бронзы. Представленные на выставке живописные и скульптурные работы объединены своеобразными чертами армянской изобразительной школы – узнаваемым колоритом, светом, характерной пластикой, – многие из которых определила уникальная природа Армении.

Данный проект в Третьяковской галерее – редкая возможность показать произведения национальной школы, в последнее время почти не выставлявшиеся в экспозиционных залах.

На церемонии открытия выставки ожидается выступление Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Армения в России Армена Багратовича Смбатяна

Информационная поддержка: Эхо Москвы, Радио «Культура», Декоративное искусство, Русское искусство, Интернет–портал «Музеи России» www.museums.ru

 
Мурадян Саркис Мамбреевич. Род. 1927.    Саженцы. 1929, х/м
Мурадян Саркис Мамбреевич. Род. 1927. Саженцы. 1929, х/м
Сарьян Мартирос Сергеевич. 1880-1972.     Сбор винограда. 1933, х/м
Сарьян Мартирос Сергеевич. 1880-1972. Сбор винограда. 1933, х/м
Асламазян Мариам Аршаковна. 1907-2006.    Я и Еран в зеркале. 1939, х/м
Асламазян Мариам Аршаковна. 1907-2006. Я и Еран в зеркале. 1939, х/м
Сарьян Мартирос Сергеевич. 1880-1972.    Осенние цветы и фрукты. 1939, х/м
Сарьян Мартирос Сергеевич. 1880-1972. Осенние цветы и фрукты. 1939, х/м
Казарян Самвел Арменович род. 1949.    Канон. 1979, Шамот, металл, дерево
Казарян Самвел Арменович род. 1949. Канон. 1979, Шамот, металл, дерево
Погосян Саак Оганесович род. 1959.    Натюрморт с грушами. 1987, бронза
Погосян Саак Оганесович род. 1959. Натюрморт с грушами. 1987, бронза
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года