Выставка «Волшебные места, где я живу душой…». Вид, жанр, интерьер в живописи и графике XVIII – XX веков»

23 октября 2006 — 20 января 2007
Государственный музей А.С. Пушкина
Пречистенка, 12/2

В залах Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке открылась выставка «Волшебные места, где я живу душой…» Вид, жанр, интерьер в живописи и графике XVIII – XX веков». Наиболее значительной по объему и именам художников является коллекция видов, хронологические рамки которой – конец XVIII века – до нашего времени.

Многие произведения этой коллекции постоянно экспонируются в залах музея. Это живописные полотна с видами Москвы «русского Каналетто» Ф.Я. Алексеева и его ученика художника-романтика М.Н. Воробьева, крымские и кавказские виды Н.Г. Чернецова и его младшего современника К.Н. Филиппова, акварели Ж.Б. де ла Траверса и Е.И. Есакова. Однако большая и не менее интересная часть коллекции редко покидает пределы изобразительных фондов музея. Это не только произведения живописцев и графиков ХХ века, но и работы старых мастеров – современников А.С. Пушкина. На выставке экспонируются два живописных полотна «Море» и «Вид Одессы» И.К. Айвазовского, чьи художественные образы столь созвучны поэтическим образам Пушкина. Его встреча с поэтом в 1836 году на осенней выставке Академии художеств во многом определила судьбу тогда еще молодого живописца.

Крымские виды современницы Айвазовского и Пушкина С.В. Сухово-Кобылиной , отличаются тонким живописным мастерством, прекрасно переданной воздушной перспективой, ясным разделением на планы. Такой увидел Алушту Пушкин в 1820 году, путешествуя с семьей Н.Н. Раевского на бриге «Мингрелия», шедшем из Феодосии в Гурзуф. Высокое мастерство рисовальщика и замечательный дар акварелиста отличают работы другого современника Пушкина В.С. Садовникова, видописца, жанриста, пейзажиста, мастера интерьера. Кажется невероятным, что этот тонкий и оригинальный художник, снискавший еще при жизни огромную популярность, не получил систематического художественного образования. Для него, дворового человека княгини Н.П. Голицыной, двери Петербургской Академии художеств были закрыты. Как признавался художник, он «занимался перспективною живописью сам собою».

Работы В.С. Садовника с видами Санкт-Петербурга и пригородов, представленные на выставке относятся к раннему периоду творчества художника. Небольшие по формату акварели «Александринский театр», «Готический павильон в парке «Александрия» в Петергофе», «Аничков дворец» отличаются тонкостью письма и тщательной проработкой деталей. Прекрасное ампирное здание Александринского театра, построенное по проекту архитектора К. России в 1832 году, изображено художником со стороны Невского проспекта. Акварель по технике письма близка к миниатюре, но ни одна архитектурная деталь не укрылась от внимательного взгляда художника.

Значительным событием в творческой судьбе В.С. Садовникова стала его работа над панорамой Невского проспекта (1831 – 1835). Заказчиком выступил издатель, комиссионер ОПХ А.М. Прево. Панорама явилась своеобразным историко-художественным документом пушкинской эпохи, «самым похожим портретом нашего красавца Петербурга», как называли ее современники. В собрании гравюрного кабинета музея хранится уникальный экземпляр панорамы, литографированный И. и И. Ивановыми с авторской раскраской В.С. Садовникова. На выставке впервые экспонируется исполненная в конце 1820-х годов акварель – одна из фрагментарных заготовок для панорамы, в настоящее время являющихся большой редкостью.

Произведения неутомимых путешественников братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых для пушкинского музея имеют не только художественную, но и историко-мемориальную ценность: они были знакомы с поэтом. Картина Н.Г. Чернецова «Вид Дарьяльского ущелья», принадлежавшая Пушкину, ныне является одним из раритетов постоянной экспозиции музея. Украшением выставки являются две акварели Н.Г. Чернецова. «Вид Алупки» (1833) исполнен художником в Крыму, куда он был приглашен губернатором Новороссийским и Бессарабским графом М.С. Воронцовы «заниматься искусством». Одной из первых его работ стал вид на хребет Яйла и строящийся воронцовский дворец. Вторая акварель «Вид Помпеи» была написана Чернецовым во время одной из поездок в Италию, состоявшихся в 1840-1842 и 1846-1849 годах. Впервые посетители увидят и акварели двух архитекторов – москвича А.С. Кутепова и петербуржца А.И. Штакеншнейдера. Имя последнего хорошо известно. Он проектировал Мариинский, Михайловский, Николаевский дворцы, постройки в Александрии, здание вокзала в Павловске, многочисленные павильоны в Петергофе и многое другое. Отдых от напряженной работы архитектора Штакеншнейдер находил в занятиях рисованием и акварельной живописью. На акварели из собрания музея он запечатлел свое самое значительное архитектурное сооружение в Новом Петергофе – Бельведер. Построенный в новогреческом стиле, по облику напоминающий древний храм Бельведер является центральным сооружением Бабигонских высот.

А.С. Кутепов, талантливый ученик и последователь Д.И. Жилярди, проектировал в Москве и особенно много в провинции, но зданий, им спроектированных, почти не сохранилось. Акварель Кутепова с изображением храма Спаса Нерукотворного образа, построенного им 1819 году в Тамбовской губернии, дает представление об изяществе и оригинальности его ампирных построек.

Интересный раздел выставки – виды прибалтийских городов и предместий. В их числе редкое изображение дворца Екатериненталь, исполненное художником И. Гау. Дворец был построен в 1718 году близ Ревеля по повелению Петра I в подарок жене, императрице Екатерине I. В начале XIX века во дворце любил останавливаться Александр I. В 1820-е годы город и его окрестности стали модным курортом. Здесь бывали В.А. Жуковский, князь П.А. Вяземский, И.А. Крылов, художник П.Ф. Соколов, лицейский друг Пушкина А.А. Дельвиг. «Развалины. Венден» (1836) – одна из ранних работ исторического живописца и первого иллюстратора романа Пушкина «Евгений Онегин» А.В. Нотбека. Этот город-крепость, ставший резиденцией магистра Ливонского ордена, известен с 1206 года. В 1703 году во время Северной войны замок был разрушен русской армией. Окрестности Выборга – мыза Ронгас, принадлежавшая близкому знакомому поэта, писателю князю В.Ф. Одоевскому, – изображены на рисунке художника-пейзажиста Л. Керпеля.

Впервые экспонируются жанровые сцены, исполненные, по выражению Пушкина «быстрым карандашом» А.О. Орловского, акварели художников-бытописателей К.И. Кольмана и Г. Миттрейтера, одного из самых талантливых русских художников-дилетантов князя Г.Г. Гагарина. Здесь произведения и совсем недавно приобретенные музеем, и многие годы хранившиеся в его запасниках.

Замечательными живописными полотнами и графическими произведениями представлены на выставке художники второй половины XIX века. В их числе, один из музейных раритетов – рисунок А.К. Саврасова «Могила А.С. Пушкина в Святогорском монастыре», имеющий не только художественную, но и историко-документальную ценность, как первое натурное изображение могилы поэта после установления на ней в 1841 году памятника. Иллюстрация И.И. Левитана к стихотворению «…Вновь я посетил…» открывает новую грань таланта художника, стремившегося запечатлеть в пейзаже шедевр пушкинской лирики. Это одна из пяти иллюстраций живописца, выполненных для юбилейного издания произведений А.С. Пушкина, предпринятого П.П. Кончаловским (отцом художника) в 1899 году.

Имя архитектора В.А. Щуко хорошо известно, как создателя комплекса зданий Библиотеки имени В.И. Ленина, автора проекта Большого Каменного моста через Москву-реку, станции метро «Электрозаводская». На выставке посетители могут увидеть его рабочий альбом, в котором сохранились планы и виды усадебных построек Михайловского и Тригорского. Эти быстрые зарисовки были сделаны им в 1903 году во время поездки в Михайловское и Тригорское. В альбоме сохранились планы и виды усадебных построек, благодаря которым по проекту В.А. Щуко был восстановлен в 1911 году после пожара господский дом в Михайловском.

На выставке экспонируются произведения живописцев и графиков ХХ века: В.К. Бялыницкого-Бируля, Н.С. Гончаровой, А.П. Остроумовой-Лебедевой, А.Н. Бенуа, А.А. Арапова, А.В. Куприна, А.А. Осмеркина Г.С. Верейского, Т.А. Мавриной, В.А. Милашевского, П.Ф. Осипова, И.В. Сорокина, Б.С. Берендгофа, Б.В. Щербакова, Ю.Т. Жданова, П.П. Оссовского, Н.Н. Наседкина. Для многих из них творчество и судьба Пушкина стали неисчерпаемым источником вдохновения. Виды Михайловского, Тригорского, Святогорского монастыря, Болдина, Полотняного завода, Яропольца, Больших Вязем, пушкинских мест Крыма неизменно привлекали внимание художников.

Незабываемой стала для Н.С. Гончаровой поездка в 1908 году на Полотняный завод, родовое имение ее предков. Здесь художница создала серию пастелей с видами усадьбы, где все было «полно счастья и света». В 1935 году художник Б.Ф. Рыбченков запечатлел облик гибнущей гончаровской усадьбы, из которой вместе с ее последними владельцами ушла жизнь.

«Под знаком Пушкина» прошли жизнь и творчество А.А. Осмеркина, стремившегося «ёмкость пушкинской поэзии обратить в изобразительность». В 1928 году художник посетил Пушкинские горы, Михайловское, Тригорское, создав серию пейзажей, «наполненными дорогими для души и глаза подробностями».

Петербург А.П. Остроумовой-Лебедевой – это пушкинский город, ритмы и бытие которого определяет гармоническое, созидательное начало, столь близкое художнице в поэзии Пушкина. Пустынность улиц, набережных, площадей стала характерной чертой ее пейзажей. Их одухотворенность и человечность выражались не в «населенности», а в авторском чувстве, которым согрет каждый пейзаж, «в человеческом незримом тепле, которое хранит город в своих зданиях». Такова акварель «Петербург. Вид Мойки» (1912) – одна из ранних работ художницы, пленяющая удивительным жемчужно-серым колоритом. Совсем иной эмоциональный строй в работе «Красные столбы. (Петроград. Вид на Елагин остров)» (1922), где все создает ощущение вечного движения, рождая образы революционного Петрограда.

«Я больше всего учусь живописи у Пушкина. Вдумываясь в каждое его произведение, поражаешься красоте самого плана. Точность, краткость – ни одного пустого ненужного слова (мазка)», – писал П.П. Кончаловский. В 1930 году он создал серию рисунков и акварелей с видами Крыма и Бахчисарайского дворца. Эти листы пронизаны светом и богатством красочных впечатлений. Необыкновенно лиричны, полные затаенной грусти пейзажи-настроения Ю.Л. Керцелли, художника левитановской традиции, с которым музей связывали творческие и дружеские отношения.

Коллекция интерьеров в собрании музея по своей численности невелика: ее хронологические рамки ограничены пушкинским временем. Исключения составляют представленные на выставке работы А.В. Средина и С.Ю. Жуковского, в интерьерах которых уходящая неповторимая прелесть пушкинской эпохи.

А.В. Средин навсегда вошел в историю русского искусства как «поэт задумчивых залов и грустных гостиных». Он работал в Кускове, Остафьеве, Вяземах, Архангельском и во многих других дворцах и усадьбах. В 1907 году художник был приглашен Д.Д. Гончаровым-младшим, тогдашним владельцем Полотняного завода, писать интерьеры усадебного дома. Небольшой живописный этюд «Полотняный завод. Гостиная» — исполнен в броской, экспрессивной манере. Средина увлекла история усадьбы, связанная с пребыванием в ней Пушкина.

Он изучал семейный архив Гончаровых и сумел отыскать там неизвестное до того времени письмо поэта 1831 года, адресованное деду Н.Н. Гончаровой А.Н. Гончарову. В журнале «Старые годы» Средин опубликовал статью, где он рассказал о посещении гончаровской усадьбы великим поэтом, об исторических, художественных, книжных и архивных ее богатствах.

«Я большой любитель старины, – писал С.Ю. Жуковский, – в особенности пушкинского времени». Любимый жанр художника – усадебно-пейзажный, имевший для него свою притягательную силу. Недаром уже в начале ХХ века Жуковского называли «певцом русской усадьбы». Здесь его творчество соприкасалось с творчеством мирискусников, пытавшихся найти положительные идеалы вне «трагической картины русской действительности» времен первой русской революции 1905-1907 годов. Однако в отличие от них, Жуковский изображал не дворцовые, а усадебные, провинциальные интерьеры. С удивительной поэтической чуткостью художник раскрывал «интимную связь вещей», сохранивших сокровенную частицу человеческой души их владельцев.

Во второй половине 1916 года Жуковский был приглашен графиней Н.С. Брасовой, морганатической женой великого князя Михаила Александровича, в орловское имение Брасово, расположенное в живописной местности на реке Нерусса. «Интерьер гостиной в усадьбе Брасово» из собрания музея – одна из лучших работ этой серии, где интерьер и пейзаж неразделимы. Замкнутое пространство гостиной, где все воспринимается как олицетворение гармонии, уюта, устойчивости бытия, «разорвано» окном, распахнутым в прекрасный мир живой природы.

Выставка «Волшебные места, где я живу душой…» проста и лаконична по своему художественному решению. Для работ, представленных на ней, не нужны дизайнерские изыски. Каждое из произведений будь то живописное полотно, акварель или рисунок самоценны. Внимательный посетитель почувствует их внутреннее единство, а вместе с ним ему откроется и образный строй выставки, созвучный пушкинской лирике. Не случайно дата ее открытия – 19 октября – пушкинская лицейская годовщина, «унылая пора, очей очарованье…»

Зав. Сектором изобразительных фондов Государственного музея А.С. Пушкина Л.А. Карнаухова

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года