«Рождественская сказка»

«Рождественская сказка»

Oткрытии 16 декабря в 15.00
Государственный выставочный зал «Солнцево»
ул. Богданова, д. 44

«Стояла птица, словно храм…» — Куклы из собрания детского театра-студии «Натали»

К Новому году и Рождеству выставочный зал «Солнцево» подготовил гостям замечательную выставку ажурных, похожих на хрупкие снежинки картин из бумаги Иоланды Псиолы и уникальных кукол из собрания музея детского театра-студии исторического костюма «Натали».

Талант к изящному и трудоемкому искусству, каким является вырезание из бумаги, проявился у Иоланды-Зиты Витаутовны Псиолы неожиданно широко. Преподаватель математики высшей категории, отличник народного образования, она вдруг почувствовала вкус и способности к этому виду творчества, в котором сумела с душой и высоким мастерством выразить свои художественные замыслы. Эта техника требует внимания, кропотливой работы и, конечно, фантазии – этих качеств Иоланде Псиоле не занимать. Ее излюбленный мотив – птицы, недаром эпиграфом к свое выставке она выбрала это стихотворение А. Шевелева:

   * * *

Стояла птица, словно храм,
На берегу реки пологом,
Быть может, присланная Богом
Сюда, на эту землю, к нам.
Она была горда собой,
Какой-то неземной расцветки,
Над ней покачивались ветки,
Расцветки тоже неземной.
Она стояла до звезды,
До первой
   На небе высоком…
То было в детстве все далеком –
Стояла птица у воды.
Она стояла словно храм,
На берегу реки пологом,
Быть может, присланная Богом
Сюда, на эту землю нам.

Сказочная жар-птица, таинственная птица-феникс тонкими и замысловатыми линиями сплетаются в причудливые узоры, похожие на те, что рисует снежный вихрь на окнах домов. Эта техника, использующая самый обыкновенный материал, имеет давнюю историю. Искусство вырезания из бумаги пришло в Европу с Востока. В Китае оно называлось «цзяньчжи» и было одним из самых популярных видов народного творчества. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера. И по сей день в Китае «ажурными картинами» декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком.

В русском языке у этого жанра даже нет названия, хотя искусству вырезания уже не одно тысячелетие. Европейское название этому виду творчества дал крупный чиновник Силуэт, заменивший в королевском дворце дорогие полотна этими изящными картинами из бумаги.

Иоланда Псиола с успехом продолжает многовековую традицию. Ее персональные выставки проходили в Государственном Дарвиновском музее, Центре-музее им. К. Рериха, Выставочном зале центра образования «Москва-98» № 1953.

Другую часть экспозиции составили куклы из собрания детского театра-студии исторического костюма «НАТАЛИ».

У каждой куклы своя замечательная история, и сами по себе эти пупсы, забавные малыши и малышки – история, в типе лиц, костюмах, материале. Самые старые из них – фарфоровые, хрупкие, с живыми и подвижными глазами. На них ветхие, но настоящие платьица из тонких кружев по моде того времени. Уникальная кукла в коллекции — в точности похожая на ту, с которой играли великие княжны в семье Николая II. Забавный малыш военного времени, эдакий лихой паренек одет в настоящую солдатскую форму. Тип лица у кукол послевоенного времени значительно меняется. Это связано и с использованием новых материалов – пластмассы и резины. Среди прочих есть в собрании уникальная миниатюрная кукла на палочке с маленьким фарфоровым личиком, старинная кукла в индийском национальном платье и первая пластмассовая кукла, которую начали выпускать в промышленных масштабах. А еще большая заводная кукла ростом с живого 4-5-летнего ребенка. Все они несколько поколений бережно хранились в разных семьях и были переданы в дар руководителю театра-студии «Натали» Наталье Кривеньковой.

Театр-студия «Натали» создан в 2001 году. Здесь занимаются дети — сироты из детских домов и приютов, дети — инвалиды, дети из многодетных и благополучных семей, девиз театра – все дети равны. В сценических миниатюрах акцент сделан на роскошные костюмы, которые повторяют исторически подлинные, а также воссоздают костюмы с картин известных художников. Однако выступления театра — не просто демонстрация мод той или иной эпохи. Воссоздавая элементы быта, игр, танцев и этикета определённого исторического периода, маленькие актёры ведут нас в настоящее путешествие по векам. Театр способствует эстетическому воспитанию детей, развитию интереса к изучению истории, одновременно обучая историческому танцу, этикету, хореографии, актерскому мастерству, пластике, вокалу, рисунку, истории театра и костюма. «Проигрывая историю», дети погружаются в атмосферу времени, узнают об интересных исторических фактах, исходя из которых и выстраиваются пластические миниатюры на музыку великих русских и зарубежных композиторов.

Заслужив признание и некоторую известность, театр-студия «Натали» имел честь быть отобранным представлять Россию в культурных мероприятиях, организованных Домом России во Франции в 2005 — 2006 годах в рамках программы «Дети и Культура» со спектаклем «Романовы. Царские игры».

 
«Рождественская сказка»
«Рождественская сказка»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года