Выставка работ Павла Челищева (1898 – 1957)

Павел Челищев. Автопортрет в голубом жакете. 1925  Холст, масло. 61 х 46

20 ноября 2006 – 31 января 2007
Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ
Адрес галереи: коттеджный поселок БОРКИ, д.36. 19-й км РУБЛЕВО-УСПЕНСКОГО шоссе
Тел.: (495) 634 22 22 Факс: (495) 634 69 18
Ежедневно с 12.00 до 20.00

Потомок древнего дворянского рода Павел Федорович Челищев – классик модернизма двадцатого века. В молодости он прекрасно усвоил уроки кубофутуризма. В Париже двадцатых начала тридцатых годов ярко раскрывается его талант лирического живописца и портретиста, занявшего свое особое место в парижской школе. В тридцатые годы в Америке он пишет ряд картин, ставших классикой сюрреализма. Его увлекает мистика как основа духовного мира и он пишет серию метафизических композиций, используя символику знаков и абстрагированный язык геометрии. Работы Челищева – утонченное и духовное, романтическое искусство. Среди почитателей его таланта – знаменитая писательница и коллекционер Гертруда Стайн, английская поэтесса Эдит Ситуэлл, хореограф Джордж Баланчин, дирижер Игорь Маркевич, композитор Игорь Стравинский и другие представители культурной элиты. Работы Челищева экспонируются в крупнейших музеях, таких как Музей современного искусства, Музей Уитни и Метрополитен музей в Нью-Йорке, Тэйт Галери в Лондоне.

На выставке в галерее НАШИ ХУДОЖНИКИ — первой персональной выставке Павла Челищева на родине, в России — будет представлено более 50 работ из частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона: произведения 1920-30-х годов, в том числе — купленная Гертрудой Стайн на Осеннем салоне 1925 года «Корзинка с клубникой», работы сюрреалистического периода, в частности, знаменитая картина «Феномены» из постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, абстрактные работы позднего периода творчества художника.

Биография

Павел Челищев родился в имении Дубровка Калужской губернии, недалеко от Оптиной Пустыни, и происходит из древнего дворянского рода, породненного с Иваном Калитой. В 1918 году будущий художник уехал с семьей в Киев, и там начал посещать студию Александры Экстер, участвовал в праздничном оформлении города, в 1919 создал эскизы декораций и костюмов для театра Константина Марджанова. В 1919 вступил в Белую гвардию, служил картографом, в 1920 эвакуировался из Новороссийска в Константинополь. Осуществил росписи интерьеров кабаре, оформлял балеты трупп В.Зимина и Б.Князева. В 1921 переехал в Берлин, где занялся сценографией: сотрудничал с театром-кабаре «Синяя птица» и балетной труппой «Русский романтический театр». Познакомился с В.Боберманом, Ф.Гозиасоном, Г.Пожедаевым и Л.Заком. Оформил постановки для Берлинской оперы. В 1924 вместе с труппой Б.Романова приехал на гастроли в Париж, там остался, поселился на Монпарнасе.

В 1925 Челищев впервые участвовал в Осеннем салоне, несколько его натюрмортов купила Гертруда Стайн, которая стала ему покровительствовать. В ее салоне Челишев познакомился с Кристианом Бераром и братьями Берманами; они образовали группу, которую критик Вольдемар Жорж назвал «неогуманистами» или «неоромантиками».

Вот что пишет Гертруда Стайн в своей знаменитой «Автобиографии Эллис Би Токлас» о Челищеве и неоромантиках: «Этот молодой русский был довольно интересен. Он писал, по крайней мере он так утверждал, цвет который не был цветом и писал три головы в одной. Пикассо уже рисовал три головы в одной. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной. Был ли он один такой. В каком-то смысле да, хотя у них там была целая группа. Им всем было примерно лет по двадцать шесть. ...Работы этого русского Челищева были самые сильные из всей его группы и самые зрелые и самые интересные».

В 1926 Павел Челищев участвовал в первой выставке группы неогуманистов в галерее Друэ. В 1920-е – 30-е писал портреты и фигуры: Гертруда Стайн (1930), Эдит Ситуэл (1931), «Семья композитора Маркевича» (1931), «Жонглер» (1931), «Голубой клоун» (1931), «Клоунесса» (1932). Именно в этот период Челищев использует в работе при создании живописных полотен песок и кофе, с их помощью создавая на холсте своеобразные барельефы, что производит на зрителей удивительное, мистическое впечатление. В 1927 году в Париже Челищев оформил балет «Ода» Н.Набокова для Русского балета С.Дягилева, (балетмейстер Л.Мясин), применив ряд оригинальных технических приемов в постановке света и использовав кинопроекцию. В 1930 сотрудничал с Дж.Баланчиным, оформляя его многочисленные балеты; провел персональные выставки в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго. В 1934-49 жил в Нью-Йорке, принял американское гражданство. Участвовал в групповых выставках русских художников в парижских галереях, в тематических выставках. В 1937 году написал портрет Джеймса Джойса, который ныне хранится в Национальной галерее в Дублине.

В 1939 показал на персональной выставке в галерее Дрюон в Париже программную сюрреалистическую картину «Явления» («Phenomene»), которая, по завещанию, поступила в ГТГ. Именно это полотно, импульсом к созданию которого стало посещение «Шоу уродцев» в Нью-Йорке, принесло ему славу сюрреалиста. Челищева захватила идея метафоры современного общества со всеми его социокультурными дефектами и причудами, через образы физического и умственного уродства.

Мистика естественным образом проявляется во многих его работах, и постепенно все четче на полотнах Челищева проступает его астральное мироощущение. «Его картины все более утончались, освобождаясь от материи. Сначала тело человека стало для него прозрачным, как рентгеновский снимок. Потом анатомические очертания исчезли, и возник сияющий чертеж души человека, сотканный из звездного света» (К.Кедров). Именно в таком ключе были созданы сюрреалистические картины Челищева с вымышленной архитектурой и ирреальными анатомическими формами: «Дом сумасшедшего», «Фата-Моргана», «Хрустальный грот», «Детство Орсона» и др.

В 1942 состоялась персональная выставка Челищева в Музее современного искусства в Нью-Йорке, после окончания которой музей приобрел картину «Игра в прятки» (1940 – 1941).

В 1949 Павел Челищев вернулся в Европу и поселился в Италии, в местечке Фраскати близ Рима, недалеко от старинного монастыря, писал абстрактные картины: спирали в пространстве, сложные симметричные узоры, ансамбли паутинообразных линий, кристаллообразные структуры. Состоялись персональные выставки в Париже, Брюсселе, Риме.

Урна с прахом художника захоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже. В 1960-70-е годы мемориальные выставки Павла Челищева прошли в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.

 
Павел Челищев. Автопортрет в голубом жакете. 1925  Холст, масло. 61 х 46
Павел Челищев. Автопортрет в голубом жакете. 1925 Холст, масло. 61 х 46
Павел Челищев. Маска света. 1934  Гуашь, бумага. 64,5 х 50
Павел Челищев. Маска света. 1934 Гуашь, бумага. 64,5 х 50
Павел Челищев. Корзинка с клубникой. 1925  Холст, масло. 38,1 х 46,3
Павел Челищев. Корзинка с клубникой. 1925 Холст, масло. 38,1 х 46,3
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года