«Круги». Выставка работ из собрания коллекционера Михаила Алшибая.

А. Шнуров. Северный полюс

до 11 декабря
Московский Музей современного искусства
Ермолаевский пер, д. 17, м. «Маяковская»

В залах Московского Музея современного искусства в Ермолаевском переулке проходила выставка работ из собрания известного московского коллекционера Михаила Алшибая. Экспозиция, включающая в себя живописные и графические работы, ассамбляжи и скульптуру, посвящена искусству андеграунда.

Неофициальное искусство – творчество «лианозовцев», «белютинцев», художников школы В. Ситникова и круга Пятницкого, группы «Движение» и круга Соостера – Соболева, группы Слепяна-Злотникова-Турецкого и «Малой Грузинки», художников-одиночек — своеобразный срез художественной жизни нашей страны в 60-70-х годах. Срез кровоточащий, потому что судьбы многих талантливых, самобытных графиков и живописцев сложились трагически. В затхлой атмосфере тоталитарного государства нужен был глоток свежего воздуха, им становилось неофициальное искусство – в нем находилось место сюрреализму и гротеску, соц-арту и метафизике. Здесь можно было реализовывать свои замыслы, осуществлять художественный поиск. Расплатой за свободу самовыражения были преследования властей, безвестность, одиночество, алкоголь, наркотики.

Название выставки — «Круги» — М. Алшибая объясняет так: «Известные политические события (смерть Сталина, хрущевская «оттепель») были, как камень, брошенный в стоячую воду безраздельного владычества «социалистического реализма»… и вот пошли эти круги… множественные, разнонаправленные, интерферирующие между собой… Говоря о кругах, я учитываю и те орбиты, по которым вращалась художественная жизнь 60-70-х годов». К таким «камням» можно было отнести и фестиваль 1957 года, и выставки зарубежных художников в Москве. Все эти события всколыхнули художественную жизнь, появлялись неофициальные группы и школы самых разных направлений.

На выставке, наряду с работами известных художников – Игоря Ворошилова и Анатолия Зверева, Евгения Кропивницкого и Дмитрия Краснопевцева, Эдуарда Курочкина и Алексея Паустовского, представлено творчество забытых или малоизвестных художников — графика Андрея Бабиченко из круга Пятницкого, живописцев Александра Горохова и Александра Шнурова и других. Привлекают внимание работы «белютинцев», среди них живопись Татьяны Киселевой, Гаяны Каждан, Бориса Жутовского. Круг В. Ситникова представлен работами нескольких авторов, в том числе «Сумерками» Ирины Ивлевой, «Тремя женщинами» Юлия Ведерникова. Особенное внимание уделено почти неизвестному в Москве творчеству питерских художников. Это Владимир Некрасов, Александр Леонов, а также художники из круга Арефьева – Владимир Шагин, Валентин Громов, Шолом Шварц и сам Александр Арефьев. Очень интересны живописные полотна Натальи Пархоменко, графика Дмитрия Плавинского, композиции Максима Архангельского, ассамбляжи «Соната» Сергея Бордачева и «Портрет коллекционера» Анатолия Брусиловского, «Спирали» Михаила Дорохова, артефакты Франциска Инфанте.

Часть экспонатов знакома зрителям по прошлогодним выставкам, на которых демонстрировались работы из собрания М. Алшибая, в том числе по выставкам «Жар-птица Генриха Сапгира», «Графика шестидесятников», «Фемина», «Тройной портрет», «Сновидения». Но есть на этой выставке ряд работ, выставляемых впервые. Это «Распятие» кисти А. Зверева – возможный автопортрет художника, яркая «Композиция» Ольги Потаповой и другие.

Михаил Алшибая коллекционирует картины с 1986 года, подбирая работы не по принципу известности авторов или детального рассмотрения одного из направлений андеграунда. В поисках картин он руководствуется прежде всего собственным неподдельным интересом к жизни и творчеству художника, зачастую незаслуженно забытому или писавшему «в стол». Алшибая не дает никаких оценок собранным произведениям. Его коллекция, скорее, констатация фактов, исследование Времени, попытка ответить на вопрос, почему одни художники оказываются на вершине славы или внезапно исчезают с канвы времени, и это исчезновение зачастую не поддается объяснениям, а другие, будучи неизвестны современникам, на каком-то этапе развития страны, общества, искусства становятся признанными гениями. Как рассказывает коллекционер, его поиски картин порой превращаются в полудетективные – потерянные собрания, выброшенные на улицу работы, случайно открытые имена и неожиданно обнаруженные, чудом сохранившиеся картины. А свою выставочную деятельность Алшибая определяет словами своего друга, коллекционера Игоря Сановича: «Всегда нужно давать картины на выставки, это единственное, что ты можешь сделать для художника».

Екатерина Гоголева

 
А.Камышов. Процессия
А.Камышов. Процессия
А.Шнуров. Северный полюс
А.Шнуров. Северный полюс
А.Леонов. Бубновая дама
А.Леонов. Бубновая дама
Б.Жутовский. Агава
Б.Жутовский. Агава
Е.Кропивницкий. Живопись
Е.Кропивницкий. Живопись
А.Зверев. Распятие
А.Зверев. Распятие
О.Потапова. Композиция
О.Потапова. Композиция
М.Дорохов. Спирали
М.Дорохов. Спирали
Т.Киселева. Ракушка
Т.Киселева. Ракушка
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года