Константин Латышев. «Капиталистический реализм»

Константин Латышев. «Капиталистический реализм»

Вернисаж состоится 14 декабря 2006г. в 19.00
Aidan Gallery
1-я Тверская-Ямская ул., 22, эт.3

Газета «Завтра» в пространствах сегодня

Тотальная ирония Константина Латышева, цементирующая в единое целое паззлы масскульта, поп-арта, агитпропа, сюрреализма и концептуализма, именно благодаря своей всеядности превратила этот взрывоопасный «коктейль Молотова» в декоративный артефакт. Опасный подобно ртути в градуснике: раздавишь — греха не оберешься, а так неуловимая гремучая смесь упакована в прозрачную облатку симуляционной гламурной техники «принт на холсте». Найти в смешливых, высокотехнологичных, эстетских (все через запятую, ибо в данном случае эпитеты синонимичны) работах Латышева последних лет подростковое щенячье ерничанье бывшего члена ушедшей в небытие самой хулиганской группы конца 1980-х «Чемпионы мира» можно было только при абсолютном доверии к автору и знании его нонконформистского бэкграунда. «Шутка-юмор» (название выставки художников из сквота на Трехпрудном, в начале 90-х подхвативших циничное знамя «Чемпионов») стало на долгое время самодостаточным брэндом Латышева. Чистое абсурдистское искусство — вот определение его поэтики последних лет.

И вот неожиданно художник решился на (якобы) прямое социальное высказывание, подкрепленное соучастием бывшего коллеги по группе Бориса Матросова. «Айдан галерея» показывает серию «Капиталистический реализм», до боли похожую на обличающие новую социальную реальность антибуржуазные плакаты. Степень щелочного ехидства тут адекватна по насыщенности и прежним 360-градусным обмахам «Чемпионов» (то есть бить по всему, что движется, вплоть до не увернувшихся вовремя коллег по цеху), и прохановским передовицам газеты «Завтра», обличающим восторжествовавший на одной шестой части суши дикий капитализм. Латышев к штыку приравнял компьютерную мышь и изображает заседание Государственной думы, потерявшего работу во время «блядства» цензора Пердыкина, демократов, замочивших в лесу коммуниста, пытку антиглобалиста, юность олигарха и прочие реальные ужасы бытия. Обилие опознаваемых реалий может поставить в тупик зрителя: он вроде бы пришел в арт-галерею, а не разглядывает «Окна РОСТа» и не пролистывает страницы журнала «Крокодил».

Правда, техника осталась прежней — принт на холсте. И латышевскую эстетику не спутать ни с какой другой. Из чего дедуктивным методом можно вывести лишь один диагноз: перед нами опять искусство, вернувшееся в затягивающий омут артистической провокации на очень свежем и горячем (или перманентно теплом, как навозная куча) материале. Латышев от шутки, исполненной (пост — ) романтической иронии, вновь вернулся к сальному юмору. В данном случае — новорусского анекдота, взрывающего себя изнутри. Это очень лаконичный, скупой на цветовые оттенки, но любящий яркие тона, предпочитающий простые сюжеты и, самое главное, объяснительные записки-подписи («ну, ты понял, че я сказал?») Язык. Материализовать его даже в эпоху технической воспроизводимости достаточно сложно: всякая идиома самодостаточна. Для этого нужен современный художник, дистанцированный и от внутренних разборок живописуемого материала, и от профетической фальши, и от прямых публицистических рецептов, и от боли за потерянную страну. «Чемпион мира» Константин Латышев со своей эстетикой «Капиталистического реализма» за эту задачу взялся. Решать, насколько ему это удалось — дело зрителя.

Федор Ромер

 
Константин Латышев. «Капиталистический реализм»
Константин Латышев. «Капиталистический реализм»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года