Светозар Русаков, который нарисовал «Ну, погоди!»

Светозар Русаков

22 декабря — 21 января
«Галерея на Солянке»

ул. Солянка ½, стр. 2 (вход с ул. Забелина)
12.00 — 20.00, выходной пн

В «Галерее на Солянке» пройдет первая крупная персональная выставка Лауреата Государственной премии СССР, одного из самых известных художников советского мультипликационного кино, соавтора популярного сериала «Ну, погоди!» Светозара Кузьмича Русакова. На выставке впервые будет представлено творческое наследие художника во всем его многообразии – как эскизы и материалы к анимационным фильмам, так и не выставлявшиеся при его жизни станковые работы.

Среди режиссеров, с которыми работал Русаков – Д.Н.Бабиченко и И.П.Иванов-Вано («Приключения Буратино», 1959), Г.М.Козлов («Картина», 1965), Б.П.Дежкин («Снежные дорожки», 1963; «Шайбу! Шайбу!!», 1964 и др.). Наиболее длительное творческое сотрудничество связало Русакова с режиссером В.М.Котеночкиным, с которым они работали совместно с 1966 года. Среди их фильмов – «Межа» (1967), «Фальшивая нота» (1969), «На лесной тропе» (1975), «Он попался!» (1981), «Попался, который кусался!» (1983). Но самой известной работой Русакова в мультипликационном кино стал цикл фильмов «Ну, погоди!» (1969-1986). Созданные Русаковым персонажи – Волк и Заяц – превратились в национальных героев, сопоставимых с фольклорными. Русаков был бессменным художником-постановщиком цикла с первого по шестнадцатый выпуски. Всего с участием С.К.Русакова поставлено 34 мультфильма и, кроме этого, 13 сатирических анимационных новелл для киножурнала «Фитиль». За создание сериала «Ну, погоди!» С.К.Русаков вместе с соавторами получил в 1988 году Государственную премию СССР.

Несмотря на всемирную известность созданных им фильмов, художник за всю жизнь не имел ни одной полноценной персональной выставки. К его 80-летию в 2003 году была приурочена лишь незаслуженно скромная выставка в Государственном биологическом музее имени Тимирязева, которая имела много положительных отзывов в прессе, но не представляла истинного масштаба дарования этого художника. К сожалению, Светозар Кузьмич так и не увидел демонстрации своих работ в полном объеме. Выставка в Галерее на Солянке пытается компенсировать эту несправедливость.

По замыслу организаторов, выставка преследует две задачи. Первая – открыть широкой публике С.К.Русакова как художника-станковиста. До сих пор его работы, не предназначенные для кино, оставались известными лишь узкому кругу друзей и коллег, посетивших мастерскую художника. По оценкам специалистов, знакомых с этой частью творчества Русакова, демонстрация его станковых произведений должна открыть публике совершенно нового крупного мастера.

Особая часть выставки будет уделена фронтовым рисункам Русакова. Это карандашные портреты однополчан, зарисовки пейзажей и мест привалов, карикатуры. Значительная часть из того, что хранилось в солдатском вещмешке, осталась цела и предстанет перед публикой. Вторая задача выставки – изменить отношение к Русакову как к художнику анимационного кино. До сих пор его работу в этой области оценивают в основном по сериалу «Ну, погоди!» или еще по нескольким наиболее известным фильмам. Однако не принимаются во внимание его работы студенческого периода, многочисленные сюжеты для киножурнала «Фитиль» и заказные картины. Диапазон манер и технических приемов Русакова в анимации чрезвычайно широк – от традиционного «трехмерного» пространственного решения среды и персонажей («Приключения Буратино») до стилистики, близкой к условности восточноевропейских школ анимации («Дважды два»); от жанра силуэта («Песня о юном барабанщике») до следования традициям народного творчества («Межа»); от реалистического живописного пейзажа («Он попался!») до стилизации под советский политический плакат («Пророки и уроки») или пародийного подражания образцам абстрактного искусства («Собачий бред»)… Даже работая над одной картиной, Русаков мог предложить многочисленные варианты изобразительного решения, почти полярные по мере условности, стилистике и технике. Разнообразны и жанры, в которых приходилось работать художнику – сатира и басня (сюжеты для «Фитиля», «Картина»), экранизация классической сказки («Приключения Буратино») или стихотворения («Где обедал воробей?»), эксцентрика («Ну, погоди!», «Шайбу! Шайбу!!»), политический памфлет и картина в духе «революционной романтики» («Пророки и уроки», «Песня о юном барабанщике»), фильм-плакат («Железные друзья»), пропагандистские заказные ленты («Черт попутал», «На юг, на юг!...»), традиционная детская сказка («Он попался!», «Попался, который кусался!»), сказка с фольклорно-сатирической направленностью («Межа»)…

Все эти стороны творчества С.К.Русакова будут отражены на выставке и представят интерес для самой широкой аудитории – от ценителей высокого искусства до детей и их родителей, выросших на фильмах художника и пришедших встретиться со знакомыми героями. На выставке будут демонстрироваться рабочие материалы к мультипликационным фильмам, полиграфическая продукция по их мотивам, открытки, созданные С.К.Русаковым, его фотографии и портреты и, возможно, будет воссоздано его рабочее место – стол-просвет с инструментарием художника, перенесенный из его мастерской. В одном из залов будет происходить демонстрация фильмов Русакова на видеоэкране. Всего будет выставлено более 200 крупных работ, треть из которых – эскизы к мультипликационным лентам.

К открытию выставки выйдет большой альбом, где будут представлены все стороны творчества художника, уже отмеченные выше. В альбом войдут впервые опубликованы стихотворения самого Светозара Кузьмича, которые он писал на протяжении всей жизни – с юношеских лет до преклонного возраста.

Светозар Кузьмич Русаков (03.04.1923 – 14.08.2006)

родился в Московской области, учился в изостудии Центрального московского Дома пионеров. В первые месяцы войны по комсомольскому призыву отправился на трудовой фронт в район Смоленска, откуда в числе других чудом вернулся живым. Затем был эвакуирован в Новосибирск, где работал художником-карикатуристом в армейской газете, изготовлял трафареты для «Окон ТАСС». С декабря 1942 по ноябрь 1946 года Русаков находился в рядах Советской Армии, участвовал в боях на Третьем Белорусском и Втором Украинском фронтах, был пехотинцем и артразведчиком противотанкового дивизиона. Имел ранение и контузию, был награжден орденами Славы III степени и Отечественной Войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «Освобождение Праги» и другими.

Демобилизовавшись, Русаков поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина, окончил его в 1951 году с отличием, получив диплом художника народных промыслов по росписи и миниатюре. В том же году поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, который окончил также с отличием в 1957 году, получив специальность художника мультипликационного кино. С 1957 по 1989 год Русаков проработал на киностудии «Союзмультфильм» — до 1958 года в качестве ассистента художника, затем – художником-постановщиком. В 1961-1964 годах он учился на отделении усовершенствования знаний творческих и руководящих кадров ВГИКа, где получил режиссерское образование, которым впоследствии ни разу не воспользовался. За время работы на студии Русаков был неоднократно отмечен благодарностями, премиями, почетными грамотами, значками «Отличник кинематографии» и званием Ветерана труда (1985).

 
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Светозар Русаков
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года