«Тарквиний и Лукреция» Рубенса из собрания частного фонда

«Тарквиний и Лукреция» Рубенса из собрания частного фонда \\\'

22 декабря — 30 апреля
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Волхонка, 12, зал №11

Картина «Тарквиний и Лукреция» кисти великого фламандского живописца, временно представленная в экспозиции ГМИИ имени А.С. Пушкина, написана на сюжет из легендарной истории Древнего Рима.

Образ добродетельной и прекрасной римлянки Лукреции был необычайно популярен в западноевропейском искусстве эпохи Возрождения и барокко, поскольку религиозные философы и писатели той поры рассматривали ее самоубийство как античную параллель (так называемую префигурацию) библейской истории о целомудренной Сусанне, которую преследовали сластолюбивые старцы (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила).

Судя по характеру композиционно-пластического и цветового решения, картина была исполнена Рубенсом на протяжении 1609–1611 годов. В это время Рубенс возглавил большую мастерскую, которая надолго стала главным центром художественной жизни Фландрии. Многочисленные заказы, поступавшие к нему со всех концов Европы, мастер выполнял вместе с учениками и помощниками, многие из которых были самостоятельными и даже выдающимися живописцами – Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс.

Непосредственным источником творческого вдохновения Рубенса явилась одноименная картина великого венецианца Тициана, которую фламандский художник мог видеть и, возможно, даже сделал зарисовку, во время посещения Испании в 1603 году в королевском дворце Алькасар в Мадриде (в настоящее время – Мадрид, Музей Прадо). Обе картины сближает сходство композиции. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов — винно-красного, желтого и синего.

Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнес в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов. В этом смысле работа Рубенса перекликается с другими его произведениями, созданными на рубеже первого и второго десятилетий XVII века, прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнаженных женских фигур (например, «Сусанна и старцы», Мадрид, галерея Академии Сан Фернандо; «Венера и Адонис», Дюссельдорф, Художественный музей). Героинь трех названных картин сближают глубоко индивидуальные, только Рубенсу присущие приемы трактовки сияющего прекрасного обнаженного женского тела, а также сходство в деталях причесок и украшений. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила» (Лондон, Национальная галерея).

Сравнительно крупные размеры полотна Рубенса позволяют предположить, что оно предназначалось для достаточно большого помещения. Именно в пространстве такого воображаемого интерьера картина изображена в работе Виллема ван Хехта «Апеллес и Кампаспа» (Гаага, Королевский кабинет картин Маурицхёйс), что также свидетельствует об ее известности среди современников Рубенса. Одним из ее первых владельцев был Арнолд Лунден – богатый антверпеский торговец и видный коллекционер, к тому же друг и дальний родственник Рубенса. В 1769 году это выдающееся произведение было приобретено прусским королём Фридрихом Великим и находилось во дворце Сан-Суси в Потсдаме. После Великой Отечественной войны картина оказалась в СССР. В настоящее время, спасенное и отреставрированное, полотно великого мастера возвращено в мировое культурное наследие. Право собственности на эту картину принадлежит собранию частного фонда.

Кому принадлежит Лукреция?

Прокуратура «отмыла» Логвиненко и Рубенса

 
«Тарквиний и Лукреция» Рубенса до реставрации
«Тарквиний и Лукреция» Рубенса до реставрации
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года