Герта Неменова (1905 – 1986). Автолитографии (1930-1970-е)

Герта Неменова. Анна Ахматова. 1959. Автолитография

24 января – 11 марта
«Галлеев-галерея»
Б.Козихинский пер., 19/6, стр.1

В толкованиях истории русского изобразительного искусства ХХ века невозможно не принимать во внимание существование двух самостоятельных школ, имеющих важные отличительные признаки и своих выдающихся представителей. Речь идет о так называемых «московской» и «ленинградской» школах.

Нельзя сказать, что они по характеру локальны и замкнуты,- шло повсеместное «перекрестное опыление» идеями и концепциями, но всегда было особенно важно, где носитель этих идей обучался, в Москве или Ленинграде, кто его «гуру», сформировавший образ мышления, в чей круг единомышленников он входил.

Биполярность художественных устремлений существовала на фоне вечного и глобального спора о главенстве одной из двух столиц: древней, но в 1920-е ставшей динамичной, Москвы и совсем еще младенца, но резко дряхлеющего, Петербурга (Петрограда, Ленинграда). Многие представители художественной культуры стали жертвами такого безраздельного господства сепаратизма. В их числе и наша героиня – Герта Неменова.

В Москве ее не знают (или знают единицы, которым положено это знать), в Петербурге – она культовая фигура. Это странно: полная неизвестность в одном русском городе и обожание и почитание в другом.

Герта Михайловна родилась в 1905 году в Берлине, в семье выдающегося ученого. В 1918 году Михаил Исаевич Неменов (1880 – 1950) основал в Петрограде Институт Рентгенологии и радиологии. Брат Неменовой, Леонид Михайлович (1905-1980), также позднее стал одной из ключевых фигур в советской науке: физик – атомщик, академик, в составе сотрудников И.В.Курчатова участвовал в создании первой советской термоядерной бомбы, за что был награжден Сталинской Премией 1953 г.

В 1922 г. Герта поступает на обучение в ленинградский ВХУТЕИН, в мастерскую К.С.Петрова-Водкина. Это неспокойное время нашло яркое отражение в мемуарах ее будущего мужа — художника Валентина Курдова , благодаря ему же, в то время ученику Филонова, школу МАИ посещает и Герта .

Среди сверстников, Герта не затерялась, благодаря своему обаянию и редкой художественной одаренности. В возрасте 18 лет она приняла участие в «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1919-1923» в залах Академии Художеств, самой эпохальной после Революции, актуализировавшей и артикулировавшей на ближайшее время авангардные эксперименты. К cередине 1920-х годов в Ленинграде статусом enfant terrible пользовались молодые художники, объединившиеся в группу «Круг Художников». В их числе были Пакулин, Траугот, Русаков, его жена Купервассер, Емельянов и другие. К ним же присоединилась и Герта, которая участвовала вместе с ними в 3-ей Выставке в 1929 году.

1929 год – это год водораздела между Гертой юной и Гертой, «инфицированной» на долгие годы вперед «французской» культурой, парижским художественным пространством. По рекомендации друга семьи — Луначарского она была направлена для продолжения художественного образования в Париж в сопровождении М.П.Кристи, директора Третьяковской Галереи. В Париже произошло сближение с представителями русской художественной колонии: А.Бенуа, С.Чехониным, а также М.Ларионовым и Н.Гончаровой, которые взяли Неменову под свое покровительство. Им она обязана своему знакомству с представителями парижской культурной элиты: Пикассо, Марке, Леже, школу которого Academie Moderne на Монпарнасе она посещала, получив диплом художника рекламного дела. Это дало ей возможность поработать некоторое время в компании автомобильного магната Ситроена. Общение с выдающимися мастерами добавило уверенности Герте, она принимала участие в нескольких выставках: «Осеннего Салона» и “Surindependants” («Сверхнезависимых»), в последней из которых Неменова представила пять живописных холстов. Одна из этих них – «Балерина» (привезенная из Ленинграда) — была особо тепло принята местной публикой. По возвращении на родину Герта особенно интенсивно работала как живописец, однако становилось понятно, что в советской стране искусство с «французским» акцентом было не то, что несвоевременным, но и в какой-то мере опасным. Начались повсеместные гонения на «формалистов», «неприсоединившихся», избегающих поголовной унификации мастеров.

В это время прибежищем для «французов» (таких как Тырса, Лебедев, Успенский, Лапшин) была Литографская Экспериментальная графическая Мастерская при Ленинградском Союзе Художников. Неменова в 1936 году стала работать в графике, ее первая серия иллюстраций – к роману аббата Прево «Манон Леско» — была безоговорочно принята к печати, книга вышла в свет массовым тиражом. В 1939 году успех также ей сопутствовал с иллюстрациями к роману Р.Олдингтона «Истинный рай».

В начале войны Герте и ее маленькому сыну – Саше Курдову удалось эвакуироваться из блокадного Ленинграда в Казань, где она проработала до 1944 года в качестве художника-оформителя в местном драматическом театре. Две постановки – по Карло Гольдони «Слуга двух господ» и по пьесе Островского «Горячее сердце», Герта Михайловна оформила совместно со знаменитым «бубнововалетовцем» Осмеркиным.

После войны Неменовой жилось непросто. Расставшись с Валентином Курдовым, она замкнулась в своем мире переживаний и рефлексий. Все современное ей искусство измерялось по самому высокому ранжиру, – что бы на это сказали Ларионов и Гончарова. И хотя она практически перестала участвовать в выставках и иных заказных программах, Герта всегда была окружена поклонниками — молодыми художниками и поэтами, признававшими за ней первенство во многих суждениях и спорах. В их числе были и те, кто впоследствии стали лицом ленинградской альтернативной культуры: Михнов-Войтенко, Эрль, Богданов, Козырев, Кузьминский, Хвостенко. Герта Михайловна сумела привлечь к себе пристальное внимание своим незаурядным творчеством. В 1950-70-е годы ею созданы портреты в технике автолитографии многих выдающихся деятелей литературы и искусства: Достоевского, Гоголя, Марсо, Кафки, Блока, Чаплина, Уайльда, Ахматовой, театральные и цирковые серии, урбанистические ленинградские мотивы.

В 1960 году в Ленинград приехал Эрик Эсторик, лондонский маршан, владелец одного из лучших собраний итальянских футуристов. Восхищенный качеством и своеобразием листов ленинградских графиков, в следующем году он устроил показ коллекции в своей Grosvenor Gallery в Лондоне, а позднее и в Нью-Йорке. На афише, а также в рецензии респектабельной «Таймс» был напечатан неменовский «Гоголь». С выставки этот же портрет был закуплен в МОМА (Музей Современного Искусства в Нью-Йорке). В 1986 году Герта Неменова скончалась в своей комнате в коммунальной квартире на Большом проспекте Петроградской стороны Ленинграда, города, которому она поклонялась, и который ее боготворил.

 
Герта Неменова.  Белая ночь. 1960-е гг. Автолитография
Герта Неменова. Белая ночь. 1960-е гг. Автолитография
Герта Неменова.  Большой проспект Петроградки. 1960-е гг. Автолитография
Герта Неменова. Большой проспект Петроградки. 1960-е гг. Автолитография
Герта Неменова.  Марсель Марсо. 1964. Автолитография
Герта Неменова. Марсель Марсо. 1964. Автолитография
Герта Неменова.  Николай Гоголь. 1959. Автолитография
Герта Неменова. Николай Гоголь. 1959. Автолитография
Герта Неменова.  Федор Достоевский. 1968. Автолитография
Герта Неменова. Федор Достоевский. 1968. Автолитография
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года