Выставка: Вам пришла открытка

Выставка: Вам пришла открытка

13 января — 10 февраля
С.АРТ (галерея Петра Войса)
Земляной вал, дом 14, (вход с Малого Казенного переулка)
тел. 916 0366, 917 5454
Ежедневно с 12.00 до 20.00

С НОВЫМ ГОДОМ, СВИНЬИ!
Автор проекта Петр ВОЙС
Авторы открытки Дмитрий ПУЗЫРЕВ, Марина ГЕТМАНОВА
(ДИМА&МАРИНА.designgroup)
Куратор проекта Александр ГОРОДНИКОВ

В новом проекте авторы в очередной раз продолжают использовать формат почтовой открытки, которая по-прежнему остается сегодня самым демократичным средством освоения масс-культурного пространства. В этот раз открытка посвящена главным персонажам наступающего года – свиньям.

Свинья (Suidae), относится к семейству подотряда бугорчатозубых, отряда парнопалых млекопитающих. Тонкие и короткие ноги с 4 основными и одним боковым пальцем, из которых только два средних (третий и четвертый) опираются на землю. Обе кости предплечья и голени вполне развиты и друг с другом не сливаются. Зубы всех трех родов в обеих челюстях. Желудок простой с дополнительным мешком. Большинство свиней всеядны. Любят рыть землю, когда не хватает еды. Живут обществами. Очень плодовиты, мечут такое значительное количество поросят, как никакое другое млекопитающее, на случай неожиданной видовой убыли, которая периодически происходит.

Свинья – животное очень смышленное и только краткость времени, которое ей разрешают жить и содержание в тесном пространстве не дают ее способностям развиваться надлежащим образом. При такой обстановке свиньи естественно удовлетворяет только свои физические потребности. Принято считать, что свиньи всегда находят грязь, но на самом деле это не так. В действительности они всегда стремятся в чистенький уголок и никогда не ложатся на свои испражнения. Что касается любви валяться в грязных лужах, то это делается для того, чтобы избавиться от паразитов, которые всячески свиньям досаждают.

Что касается мудроумных китайских разъяснений, то Свинья — это символ процветания и благополучия. Считается, что в год Свиньи всем без исключения будет сопутствовать удача.

Изложенные обстоятельства дали повод авторам создать настоящую поздравительную открытку «С Новым годом, свиньи!», наклеив на которую почтовую марку и заполнив графу «От кого», каждый может отправить в адрес «Кому».

Иллюстрированная лекция А.Городникова на открытии выставки 13 января 2007

«СВИНЬЯ!!! КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ ДЛЯ СЕРДЦА РУССКОГО СЛИЛОСЬ…» (вспоминаяя А.С.Пушкина)

Уместные к теме слоганы для оформления статьи КАБАН-ЭТО ПОЧЕТНО! От Кабанихи Островского до китайского Огненного Кабана- Повсюду свиньи! Свиньи начинают и …выигрывают!

Начинается год Огненного кабана, А по простому-свиньи. Свинья в китайской традиции – символ процветания и благополучия, считается, что родившемуся в Год Свиньи ребенку всю жизнь будет сопутствовать удача. Как в древнем, так и в современном Китае, в отличие от других стран и народов, образ свиньи является позитивным и вот, свинская экспансия постепенно захватывает мир.

Из всех искусств, в эпоху изощренного размена единой национальной культурной традиции на свободу плавания в потоке якобы множественных источников культурной информации, чьи симпатичные свиные ушки почему-то оказываются чаще всего англо-американского происхождения, для россиян важнейшим из искусств медленно, но верно становится КУЛИНАРНОЕ.

Это уже стало фактом в промышленно развитых странах Запада, где именно свинина является наиболее массовым белковым продуктом и неотъемлемой частью массовой культуры, вместе с чипсами, кока-колой, гамбургерами и БИГ-маками. Процесс этот сродни пирровой победе компьютерных художников над умеющими писать красками и уже необратим, ввиду непрерывного роста стоимости живописных аксессуаров на фоне снижения цен на компьютеры и принтеры…

В экспозиции художественной выставки, открывающейся 13 января в галерее современного искусства С Арт будут широко представлены лучшие образцы кулинарного искусства и съедобные продукты из свинины, а также не отличимые на вид их высокохудожественные фото-, видео-, станковые и монументальные отображения. Важной культурологической составляющей выставки будет виртуальная лекция “Свиньи, эпохи, культуры и народы (культурно-историческое исследование)”.

В отечественной разговорной культуре, пословицах и поговорках, а позднее и в литературе, начиная со средневековой и кончая советской, на протяжении многих столетий словесный образ свиньи традиционно являлся негативным и проецировался на людей, обладающих отрицательными качествами. А визуальный образ свиньи в дореволюционной России в изобразительном искусстве до конца 19 века вообще встречался крайне редко. Можно предположить, что не без влияния сверхдлительной прарелигиозной традиции, берущей начало совсем не в Ветхом Завете, а еще в Древнем Египте, где жрецы относили свинью к нечистым животным.

Но в 18-19 веках сначала в протестанской Европе, Англии, Америке, а затем уже в 20 веке и в России, особенно после распада СССР, отношение россиян к образу свиньи стало заметно улучшаться под явным натиском англо-американской культурной традиции, корни которой находятся в эффективном свиноводстве и чрезмерном употреблении бэкона (по-русски свинины) в громадных количествах.

Именно после визита Н.С.Хрущева в США, началась массовая реабилитация и адаптация образов иностранных свиней в отечественной изобразительной культуре. Она длилась несколько десятков лет и с завершением перестройки закончилась переводом свиньи в позитивные герои нашей постсоветской культуры, экспансией традиционного западного свинства, включая примитивнейший юмор ниже пояса, рыгание, пуканье и матерщину как норму в зарубежной масс-культуре, многократно переведенной и переозвученной на русский язык. О полной победе массмедийного свинства говорят уже не красноречивые названия кинофильмов, уже многократно показанных по отечественному ТВ типа балансирующих на грани непристойности “Последний девственник Америки” или “Американский пирог”, а новейший начала 2007 года кинофильм для семейного просмотра Паутина Шарлотты где на полном серьезе повествуется о сложных романтических отношениях поросенка и паучихи.

В роли троянских коней, явно по недогляду тогдашней цензуры, занесших на суровые по климатике просторы России, симпатичного голенького поросенка здесь выступили такие шедевры, как “Три поросенка”, переформатированные клоны которых намного позже появились и в СССР в виде телевизионного Хрюши и кинематографического Пятачка. А ведь в холодной России были бы более уместны образы диких свиней (не случайно уважительное прозвище “кабан” достается самым сильным и смелым мужчинам отечества).

Надо сказать, что современная художественная практика по-своему воспротивилась нашествию свиней в масскультуре и сегодня тема свиньи как в отечественном, так и в соседском белорусском, изобразительном искусстве подается не без иронии и трансформируется в соответствии с нашим отношением к свинье.

Так с 3 по 13 января 2007 года в минской галерее «Подземка» творческий тандем А. Хацкевич и В. Савульчик представили арт-проект «Кто мы свиньи?», посвященный, естественно, символу 2007 года. Хотя на выставке были обещаны монументальная живопись, фотография, а так же активное обсуждение темы «Роль свиньи в жизни каждого», по словам очевидцев это была скорее не выставка, а скорее акция по случаю, возможность встретиться и похмелиться в первый рабочий день нового года.... К счастью обещанное монументальное свинское искусство не поднималось высоко, а было сведено до нарисованных плакатов с изображением розовой свинки. И в соответствии со славянской культурной традицией, обсуждение вышеобозначенной темы вообще, как у нас и принято, упростилось до распития алкогольных напитков, закусываемых фрагментами из главной героини- холодцом, приготовленным художниками из копытец, ушек и хвостика многоуважаемой С.

Гораздо глубже и тоньше телесные, красные и оранжевые цвета по канонам года свиньи были использованы в другой художественной акции, прошедшей в это же время в Перми, когда пермские художники по-своему встретили Новый год огненного кабана.

28 декабря в пермском салоне-галерее «Союз-АРТ» открылась выставка живописи и графики пермских художников «Триумф красного». Свои работы представили известные пермские художники – Юрий Лапшин, Ираида и Анатолий Можарских, Александр Казначеев, Аркадий Амирханов, Татьяна Нечеухина, Виктор Кадочников, Анатолий Френкель и др.

Но пермские художники все-таки тоже не пошли на поводу у Китая и Запада и переформатировали свой свинский арт- перформанс в русской традиции. Ведь красный цвет и в России всегда был цветом праздника и красоты. Не случайно красным именуются многие дорогие сердцу объекты: красна девица, красно солнышко, Красная площадь. Но для живописи использование чистого красного цвета, скорее, исключение, чем правило. Художники чаще предпочитают работать с полутонами, приглушенными оттенками, использовать розовую или терракотовую гамму. Красный – очень активен, слишком привлекает внимание, запросто может разрушить гармонию, с огромным трудом создававшуюся автором. Владение красным требует от художника большого мастерства и мужества, поэтому работы, написанные в красном колорите, становятся действительно триумфальными.

В экспозиции, объединенной необычной тематикой, представлены как живописные, так и графические работы, написанные специально для проекта. Выставка будет работать до 16 января 2007 года.

Но вот ниже собраны и материально подтверждены признаки тотального проникновения свиней, как позитивных арт-образов преимущественно в западную культуру. Серьезную доказательную базу для такого, отнють не огульного и голословного обвинения собрала в Санкт-Петербурге наша соотечественница Валентина Стародуб в виде виртуальной свинской коллекции. В. Стародуб еще с детства начала собирать библиотеку посвященную хрюшкам и всему с ним связанному. Первой книжкой в этой коллекции стала классическая «Три поросенка», которую ей подарила мама и по которой она училась читать. Сейчас же суммарный ее объём домашней библиотеки по этой тематике примерно 485 Мб в формате ZIP-архива — это более 1200 МБ неархивированного текста или 600 тысяч страниц привычного текстового формата. Собраны фотографии, обложки книг, в виртуальной библиотеке находится также галерея картин и рисунков таких авторов как Валеджо, Рэндолл, Мэйтц, Эшер, Дали, Сораяма, Гиджер и многих других (загляните сами по этому адресу в Интернете http://big.spb.ru/about/art_chapter/pigs/) .

Да что там говорить, свиньи уже и сами стали «художниками«

В Москве в одном из теремков городской усадьбы Петра Щукина, в котором расположился Государственный биологический музей, в 2004 году открылась первая в России передвижная художественная выставка товарищества представителей животного мира. В рамках проекта ANIMALSART биологи Юлия и Илья Красновы представили 70 картин представителей животного мира. В рамках проекта ANIMALSART биологи Юлия и Илья Красновы представили 70 картин представителей животного мира. Свои работы показали шимпанзе Барби (карандаш); орангутан Чита (пастель); дельфины Даша и Каcя (акварель); московский песик Джек и подмосковная лошадь Маруся (гуашь); слониха Марта, поросята Боря и Хрюня, дюжина африканских улиток и представитель семейства врановых рода воронов ворон Гаврюша (акварель, гуашь). Цветные фотографии авторов за работой не только вызывают к ним неподдельную симпатию, но и дают наглядное представление о их творческой лаборатории.

Организаторы беспрецедентного зрелища «Рисующие животные» в столичном Биологическом музее имени Тимирязева — художник Илья КРАСНОВ и известный шоумен Олег НАЗАРОВ тогда собрали самых одаренных зверей-живописцев и людской бомонд Первопрестольной.

Для того что бы попасть в зал, отведенный выставке, нужно спустится в подвальное помещение, по мраморной лестнице подняться на второй этаж и пройти между стендами, посвященными нобелевским лауреатам по физиологии и медицине Карлу фон Фришу, Николосу Тинбергену и Конраду Лоренцу (они занимались изучением поведения зверюшек и эволюционной психологией). Что особенно символично. В подтверждение будет достаточно привести в пример работы художника Олега Кулика, чья техника и манера исполнения очень схожи с техникой и манерой исполнения Барби, Читы, Хрюни и особенно Джека, что, не исключено, дало основание некоторым исследователям сделать вывод что «от искусства ХХ века в истории останется лишь 'Квадрат' Малевича в зубах у собаки-Кулика». Правда, надо отдать должное зоохудожникам, они ни в коей мере не копируют Кулика, а идут собственным, одним им ведомым путем.

По словам биологов Красновых, выставка станет передвижной, а работы авторов продаваться на аукционе. По примеру художников-концептуалистов Виталия Комара и Александра Меламида, которые еще несколько лет назад в Нью-Йорке организовали продажу полусотни абстрактных картин, сработанных семью индийскими слонами. И не где-нибудь, а на аукционе Chistie`s. Тогда «слоновьи картины», выполненные акриловыми красками, ушли со свистом молотка за $30 тыс.

Остается только пожелать супругам Красновым заработать на естественной тяге животных к прекрасному

И конечно актуальная в этом году свинская тема была саркастически проэксплуатирована в открытой 13 января 2007 г. в галерее Петра Войса в Москве на выставке С НОВЫМ ГОДОМ, СВИНЬИ! (см.открытку). Изобразительной основой выставки стал любопытный календарь 2007 года ХРЮШКИ В МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ ХХ века, выпущенный издательской группой Реформ-Пресс и любезно предоставленный по просьбе автора публикации С АРТ галерее в качестве образчика современной масс-культуры. Все желающие могут полюбоваться им в Интернете (http://www.calendars.ru/examples/pigs_320x490/)

И позвольте завершить лекцию социальным призывом, если в году свиньи ты поступил по-свински, значит ты свинья в квадрате!

 
Выставка: Вам пришла открытка
Выставка: Вам пришла открытка
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года